“Разум, сердце и душа” или сферическая корова в вакууме

Dec 07, 2019 03:01


Где и как можно увидеть множество выдающихся математиков нашего времени, каждый из которых рассказывает о сложных математических моделях языком, понятным любому ребёнку? Те, кто знаком с современной кинодокументалистикой, знают, что это на самом деле очень просто: для этого нужно смотреть фильмы Екатерины Ерёменко.

На этот раз к сообществу математиков присоединились художники, дизайнеры, скульпторы, да и вообще люди искусства, чтобы послушать лекции о математике (в которых не было ни единой формулы), воодушевиться ими и создать такие произведения искусства или дизайна, которые воплощали бы в материальной форме сложные абстрактные математические построения.

Словно пушкинский Сальери, поверявший алгеброй гармонию, герои фильма Екатерины Ерёменко (да-да, это был самый настоящий конкурс!) должны были объяснить, как математика вдохновила их искусство и что за математическую формулу выразил чайник, скульптура или стадо игрушечных коров, похожих на собак.

И если Сальери сокрушался, считая, что музыка на самом деле превосходит алгебру своей глубиной и стройностью и поверять ей искусство может лишь ремесленник, но не гений, то современная математика, пожалуй, превзошла современное искусство, которому остаётся её догонять и лишь пытаться осознать, как можно выразить доступными ей изобразительными средствами сферическую модель коровы, погружённой в девятимерное пространство.

Фильм отличает “быстрый” монтаж: лекторы-математики, художники-дизайнеры, графики и модели меняются словно в калейдоскопе, оставляя впечатление чего-то непонятного, но очаровывающего. Кто бы мог подумать, что вирус герпеса - это завораживающе красивая мозаика с безупречными формами той самой картинки в калейдоскопе, вид барабана можно определить по его звуку, выраженному языком математики, а классические музыкальные произведения, сыгранные в многомерном пространстве, будут звучать как фантастическое нечто, прорывающееся сквозь время и пространство! Фильм обладает удивительным, редким послевкусием, когда сразу после финального кадра его хочется снова немедленно пересмотреть.

Увы и ах, но в сравнении с современными математиками современные художники выглядят простыми ремесленниками рядом с богами и титанами. При этом сами математики в фильмах Екатерины - это милые и добродушные чудаки, а отнюдь не сумрачные гении, погружённые в науку и не замечающие ничего вокруг.

Таких математиков и собрала вчерашняя (6 декабря 2019 г.) московская премьера третьей части математической трилогии (первые две - “Чувственная математика” 2012 г. и “Буквальная геометрия” 2015 г.) в Центре документального кино на Зубовском бульваре. Кто-то примчался прямо с заседания Учёного совета Мехмата МГУ, кто-то специально заскочил на один день в Москву из другого города, кто-то манкировал предновогодним банкетом - для того, чтобы не пропустить редкую возможность встретить человека, снявшего за последнее десятилетие, кажется, всех величайших математиков мира, включая Джона Нэша, Ива Мейера и других лауреатов Абелевской премии.

Второй премьерный показ и встреча с режиссёром состоится уже сегодня, 7 декабря, в ЦДК в 16.05. Следующий - уже без возможность пообщаться с автором - 15 декабря в 14.45. Будут ли в Москве другие показы, пока доподлинно неизвестно. К сожалению, прокатная судьба кинодокументалистики даже высочайшего уровня у нас пока не самая радужная. Так что спешите видеть!

документальные фильмы, ММКФ, документальное кино

Previous post Next post
Up