Apr 19, 2019 03:17
ИМПРОВИЗАТОРЫ (программа Конкурс) ****
Режиссёр: Сабу.
Япония, 2019, 102'.
Примерно до середины фильма искренне пытаешься понять, что же там происходит, в этом хаосе и мешанине персонажей, чем же они связаны и связаны ли вообще. На середине фильма плюёшь и думаешь: а может быть и не следует пытаться понять? Может быть это просто не дано? Всё же чужая, далёкая и малознакомая нам культура. В этот момент расслабляешься и лишь иногда пытаешься уловить, где тут шутка - потому как может быть это всерьёз?
Один из главных героев только что вышел из тюрьмы и мстит своим бывшим подельникам-якудза; он словно бы живой труп, как человек умерший уже давным давно, а потому его нельзя убить второй раз. Другой - ухаживает за лежащей в реанимации девушкой и верит, что её спасёт определённое количество добрых дел, которые он должен совершить. Третий - эстрадный певец-красавчик, любимец экзальтированных дамочек за 40. Они даже не антагонистичны друг другу, а словно бы из разных миров; такие характеры и не должны пересекаться в жизни, однако блистательный хаос, созданный японским режиссёром Сабу, в финале картины складывается в чёткий порядок, где каждый их персонажей занимает положенное ему место.
Жанр фильма определить весьма трудно, в чём признаётся и сам режиссёр: это и комедия, и боевик, и драма, и трагедия.
Картина может быть и не возьмёт призов нынешнего ММКФ, но несомненно является достойным выбором для конкурсной программы.
ЗЕМЛЯ (программа Конкурс документального кино) ****
Режиссер: Николаус Гейрхальтер
Австрия, 2019, 115'.
Суровые мужчины, управляющие гигантскими землеройными машинами - они действительно способны сдвигать горы, вгрызаться в самое чрево Земли, менять её ландшафт так, как им вздумается. Всюду в мире - в Америке, Венгрии, Германии, Италии они превращают в реальность предсказание Вернадского, считавшего, что деятельность человека станет важной геологической силой.
Это тяжёлый труд, настоящая мужская работа многих сотен людей. Эти простые рабочие, пожалуй, лучше всяких митинговых крикунов, журналистов и разного рода активистов экологических движений осознают те риски для экологии, с которыми связана их деятельность. И именно осознавая их, они стараются их снизить или вовсе предотвратить; действительно, а не умозрительно думая о судьбах будущих поколений, не останавливая жизнь, а сопрягая развитие человечества с природой. Буквально кожей чувствуешь, что неброским словам каждого из героев можно полностью доверять, столь велика исходящая от них уверенность, профессионализм и спокойное осознанием собственной силы, подобной силе греческих богов и титанов.
Диссонансом ко всей картине выглядит последний сюжет. Где-то в Канаде вместо сильных и спокойных мужчин перед нами предстают жалобщики. Может быть, что их слова о загрязнении рек отходами от добычи сланцевой нефти и верны, может быть их сетования на гибель природы и справедливы. Однако на фоне всех предшествующих историй выглядят они лишь жалкими неудачниками. Этот последний канадский сюжет столь диссонирует со всем остальным фильмом, так выбивается из его концепции, да и вообще настолько ему попросту чужд, что невольно задаёшься вопросом: что же заставило режиссёра вставить его в свой блистательный во всех остальных частях фильм? Уж не страх ли перед экофашистами нашего времени?
ВЗБЕСИВШИЙСЯ БАРАШЕК (программа Мишель Девиль. Досье мастера) *****
Режиссер: Мишель Девиль.
Франция, Италия, 1974, 105'.
Чем всегда славился ММКФ, так это умением подбирать ретроспективы. Порой туда попадают фильмы близкие и знакомые, порой даже и не встречавшиеся советскому/российскому зрителю.
Трудно представить себе, чтобы в широкий советский прокат 1970-х вышел такой, обильно сдобренный сексом, фильм. Прелестные Роми Шнайдер, Джейн Биркин, Флоринда Болкан по очереди соблазняются Жан-Луи Тринтиньяном, который под руководством своего бывшего однокурсника, хромого писателя неудачника, из простого банковского клерка становится богачом и известным газетчиком, незаменимым для многих сильных мира сего. Обаятельный мерзавец, он в конце концов получает всё, о чём только мог бы мечтать, но огромной ценой. Впрочем, цена его похоже, ничуть не смущает…
ПЕТЕРЛОO (программа Мастера) *****
Режиссер: Майк Ли.
Великобритания, 2018, 154'.
В истории каждой страны есть эпизоды, вспоминать от которых не очень-то принято. В сознании множества обывателей Великобритания - это страна, где чуть ли не от начала её истории была демократия, а добропорядочные граждане избирали своих представителей в парламент - Палату общин. Действительность, однако, далека от представлений о ней. На деле избирательными правами пользовалась лишь крайне незначительная часть населения. На фоне экономического кризиса, охватившего Великобританию во второй половине 1810-х годов, рабочие, не имевшие в то время права голоса, стали всё активнее требовать представительства в парламенте. Требования эти были во многом наивными - да и сами они не слишком понимали, как такое представительство поможет решить экономические проблемы. Тем не менее, движение нарастало, вылившись в громадный по тем временам митинг в Манчестере 16 августа 1819 года.
Митинг был абсолютно мирным и легальным, однако городские власти заранее подготовились к тому, чтобы разогнать сборище с максимальной жестокостью, арестовать организаторов и устрашить всех на долгие годы.
Описанные события получили название “Манчестерской бойни” или “Петерлоо”, поскольку произошли на площади св. Петра, а рубивший в капусту рабочих гусарский полк участвовал в сражении при Ватерлоо.
В заслугу создателям фильма, особенно костюмерам и авторам декораций, необходимо поставить практически буквальный реализм, с которым показана жизнь обычных людей того времени: нищета, скудная пища, отсутствие какой-либо гигиены, а главное ту пропасть, которая разделяла рабочего и фабриканта.
Особого упоминания заслуживает нескольких судебных сцен, будто бы не имеющих отношения к сюжетной канве, но ярко передающих атмосферу того времени.
Фильм будет особенно интересно посмотреть тем, кто думает, что борьба за политическое равноправие была лишь чередой последовательных реформ. Многочисленные имущественные цензы были окончательно отменены в Великобритании лишь 99 лет спустя после Петерлоо, а избирательные права мужчин и женщин были уравнены лишь в 1928 году…
британское кино,
французское кино,
художественные фильмы,
ММКФ,
41 ММКФ,
японское кино,
Московский Международный Кинофестиваль,
документальные фильмы,
художественное кино,
документальное кино,
кино