МН17: НАЦИЯ СКОРБИТ

Nov 25, 2016 18:04

МН17: НАЦИЯ СКОРБИТ
MH17: HET VERDRIET VAN NEDERLAND
Режиссёр: Михил Ван Эрп
Программа: Голландия плюс
Украина, Нидерланды
2015
71 минута
http://38.moscowfilmfestival.ru/miff38/films/?id=38114

Иной раз бывает, что приходишь на киносеанс с безусловным предубеждением, а выходишь с него в глубокой задумчивости. Заявленный как нидерландско-украинская копродукция фильм о катастрофе рейса MH17 в небе над Донбассом подразумевал в моём понимании совершенно однозначный вариант причин трагедии. Оказалось, что фильм совершенно не об этом.

Собственно для режиссёра не так уж и важно, почему произошла катастрофа, об этом лишь упоминается мельком в самом начале. Там же показываеют местных жителей, которые сообщают, что сначала обрадовались, поскольку сочли, что сбили военный самолёт - ведь к тому моменту их не единожды бомбили. Кто бомбил и зачем в фильме попросту не упоминается. Не говорится также, что территория, на которой упал самолёт, контролируется ДНР. Местных жителей, шахтёров, проползших на брюхе все окрестности в поисках обломков самолёта и останков тел, работавших там мчсовцев и военных, упорно называют “украинскими”. Для нас это, возможно, и не так важно, мы про это слишком хорошо знаем. Но, боюсь, для зрителя в Нидерландах или других странах это не просто не очевидно, а скорее вводит его в заблуждение. Авторы фильма то ли не знают, то ли не хотят знать, о происходящих на земле событиях. Похоже, что их это совершенно не интересует. Почему - сказать не берусь. Намеренная ошибка? Самообман? Или просто рафинированных цивилизованных европейцев не очень интересуют локальные войны на далёких окраинах? Главное в фильме - это реакция на катастрофу простых голландцев. А она очень интересна.

Героев фильма можно разделить на две категории. Первая - это коллективный персонаж - всё голландское общество, весь народ, те, кто раз за разом встречает в аэропорту и на дорогах бесконечные вереницы катафалков с вновь и вновь прибывающими телами жертв катастрофы и обломками самолёта. Тут есть и искренняя скорбь, и недоумение, и сочувствие - не так часто тихая мирная страна сталкивается с одновременной гибелью стольких людей.

Вторая категория - это несколько семей жертв катастрофы, в чьи дома столь неожиданно пришла беда. Каждый переживает горе по-своему. Но вот подробность (мелочь - но какая!) ни один голландец, потерявший близких, ни разу не плачет в кадре. Причём съёмки проходили летом-осенью 2014 года, в то время, когда горе в душах людей не только не затихло, а скорее должно было приходить всё большее осознание трагедии. Неподдельная печаль видна только в семье живущих в Нидерландах малайцев. Они искренне плачут во время религиозной церемонии, с любовью готовят поминальный стол и непритворно скорбят.

Изумляет реакция двух милых сестёр, молодых женщин, потерявших в тот день всю семью - мать, отца, брата. Они никак не выражают своё горе. Ни разу, ни по глазам, ни по выражениям лиц, ни по интонациям, ни по самой речи не видно, что они сколько-нибудь скорбят. Они радуются, улыбаются, смеются, обсуждают обычные дела, свои собственные достижения, покупку новой квартиры. Даже показывая фотографии и вещи своих родных, они не проявляют никаких чувств, всё также мило улыбаясь в камеру. Такое ощущение, что в их жизни случилась не трагедия, а большая радость, что они не потеряли семью, а наоборот нашли родных. Странная реакция ставит в тупик и автора фильма, который всё пытается вызвать у них эмоции своими расспросами, кажется, даже провоцируя их. Но ответ - пожатие плечами “надо жить будущим”. Я далёк от мистики, но именно отец этих двух девушек оказался одним из тех двух человек, которых так и не опознали. По нему не плачут, вот он и остался лежать в чужой земле, где к простому деревянному кресту жители донецких сёл несут полевые цветы.

Оценка: ****

Рекомендации к просмотру: с исключительным интересом.

Донбасс, нидерландское кино, голландское кино, mh17, Голландия, документальные фильмы, война, документальное кино, ММКФ, Московский Международный Кинофестиваль, Нидерланды, 38 ММКФ, авиация, авиакатастрофы, Украина, Михил Ван Эрп, война на Донбассе, кино

Previous post Next post
Up