МОРЕ В ОГНЕ

Nov 25, 2016 17:53

МОРЕ В ОГНЕ
FUOCOAMMARE
Режиссёр: Джанфранко Рози
Программа: Европейская эйфория: между раем и адом
Франция, Италия
2016
106 минут
http://38.moscowfilmfestival.ru/miff38/films/?id=38060

Итальянский остров Лампедуза долгое время не вылезал из теленовостей. Едва ли не каждый день приходили сообщения об очередном затонувшем или спасённом корабле с беженцами, о погибших в море людях, о трупах, которые выносило на побережье.

События в фильме развиваются по двум линиям: это истории прибытия на остров судёнышек с беженцами и повседневное бытие 12-летнего мальчика Самуэле, который живёт на Лампедузе. Корабли представляют собой ржавые лохани, они периодически тонут, их двигатели глохнут, и они болтаются по Средиземному морю по воле волн, пока их не заметят на радаре, либо пока на них не наткнутся пограничники. Набитые в них как сельди в банку люди дохнут по дороге как мухи, а многие спасённые требуют неотложной медицинской помощи. В это же время Самуэле бродит по острову с рогаткой, из которой пуляется камешками в птиц, ходит в школу и постоянно жалуется доктору на разные хворобы. Доктора это отвлекает от дела спасения выживших беженцев.

По замыслу авторов фильма эти истории, будто параллельные, должны соединяться в уме зрителя. Все действия мальчика - это аллюзия на действия Европы. Бессмысленная стрельба из рогатки по невинным пташкам должна олицетворять собой военное вмешательство европейских стран в Африке и на Ближнем Востоке, хвори мальчика символизируют болезни Европы, а распределение времени доктора между ним, с его мелкими болячками, и мигрантами, страдающими и умирающими от тяжёлых болезней и травм, - несправедливое распределение ресурсов между странами мира. Идея, безусловно, интересная, только вот исполнение оказывается негодным. В первую очередь потому, что это всё-таки мальчик. Его болезни можно назвать болезнями роста (а у кого их нет?), которые пройдут и он возмужает и станет сильным - у него есть будущее. Гораздо более сильной аллюзией на современную Европу было бы сделать героиней фильма престарелую, но активную бабку, которая бездетна (т.е. будущего у неё нет), но страшно богата.

Вся конструкция, созданная из двух сюжетных линий, представляется совершенно искусственной. Гибель людей, разумеется, прискорбна, а мальчик местами то мил, то весьма жалок, но фильм представляет собой лишь красивую эмоциональную картинку, не имеющую ничего общего с анализом ситуации и породивших её причинно-следственных связей, которые если и упоминаются, то вскользь. Пожалуй, эта работа может произвести глубокое впечатление лишь на тех людей, которые вовсе не в курсе происходящего. Возможно, что именно такие и сидели в жюри последнего Берлинале, где фильм получил “Золотого медведя”.

Оценка: ***

Рекомендации к просмотру: посмотрите из любопытства.

Лампедуза, Джанфранко Рози, Золотой медведь, французское кино, ММКФ, итальянское кино, Московский Международный Кинофестиваль, Берлинале, 38 ММКФ, Берлинский кинофестиваль, документальные фильмы, беженцы, документальное кино, Европа, кино

Previous post Next post
Up