МОРЕ В ОГНЕ
FUOCOAMMARE
Режиссёр: Джанфранко Рози
Программа: Европейская эйфория: между раем и адом
Франция, Италия
2016
106 минут
http://38.moscowfilmfestival.ru/miff38/films/?id=38060 Итальянский остров Лампедуза долгое время не вылезал из теленовостей. Едва ли не каждый день приходили сообщения об очередном затонувшем или спасённом корабле с беженцами, о погибших в море людях, о трупах, которые выносило на побережье.
События в фильме развиваются по двум линиям: это истории прибытия на остров судёнышек с беженцами и повседневное бытие 12-летнего мальчика Самуэле, который живёт на Лампедузе. Корабли представляют собой ржавые лохани, они периодически тонут, их двигатели глохнут, и они болтаются по Средиземному морю по воле волн, пока их не заметят на радаре, либо пока на них не наткнутся пограничники. Набитые в них как сельди в банку люди дохнут по дороге как мухи, а многие спасённые требуют неотложной медицинской помощи. В это же время Самуэле бродит по острову с рогаткой, из которой пуляется камешками в птиц, ходит в школу и постоянно жалуется доктору на разные хворобы. Доктора это отвлекает от дела спасения выживших беженцев.
По замыслу авторов фильма эти истории, будто параллельные, должны соединяться в уме зрителя. Все действия мальчика - это аллюзия на действия Европы. Бессмысленная стрельба из рогатки по невинным пташкам должна олицетворять собой военное вмешательство европейских стран в Африке и на Ближнем Востоке, хвори мальчика символизируют болезни Европы, а распределение времени доктора между ним, с его мелкими болячками, и мигрантами, страдающими и умирающими от тяжёлых болезней и травм, - несправедливое распределение ресурсов между странами мира. Идея, безусловно, интересная, только вот исполнение оказывается негодным. В первую очередь потому, что это всё-таки мальчик. Его болезни можно назвать болезнями роста (а у кого их нет?), которые пройдут и он возмужает и станет сильным - у него есть будущее. Гораздо более сильной аллюзией на современную Европу было бы сделать героиней фильма престарелую, но активную бабку, которая бездетна (т.е. будущего у неё нет), но страшно богата.
Вся конструкция, созданная из двух сюжетных линий, представляется совершенно искусственной. Гибель людей, разумеется, прискорбна, а мальчик местами то мил, то весьма жалок, но фильм представляет собой лишь красивую эмоциональную картинку, не имеющую ничего общего с анализом ситуации и породивших её причинно-следственных связей, которые если и упоминаются, то вскользь. Пожалуй, эта работа может произвести глубокое впечатление лишь на тех людей, которые вовсе не в курсе происходящего. Возможно, что именно такие и сидели в жюри последнего Берлинале, где фильм получил “Золотого медведя”.
Оценка: ***
Рекомендации к просмотру: посмотрите из любопытства.