- Я же цивилизованный человек, умею управлять эмоциями! Это уверенно сказал мне Н., первое лицо серьезной компании, за плечами - MBA, отличный университет, безупречный рабочий опыт, хорошая семья.
Он обратился ко мне с классическим бизнес-запросом: "Я чувствую, что управляемость ухудшилась, мои распоряжения почему-то не всегда выполняются". Пока устанавливали контакт, выяснилось, что семья не во всем идеальна. А еще - что сам Н. очень боится инсульта или инфаркта. Давление шалит, самочувствие временами отвратительное, спит плохо. Все признаки хронического стресса.
Ну да, с цивилизованностью все хорошо, а вот управлять эмоциями он не умел совсем. У нас умением управлять часто называют умение эти эмоции подавить любой ценой. Если подавить не удалось, то гнев, агрессия, обида выплескиваются в полную силу. А смех, восторг, слезы, печаль подавляются так, что их даже близкие не видят. Ну как же - настоящий мужчина не плачет, и как ребенок не радуется, он же взрослый.
Началась наша работа с того, что Н. стал учиться управлять всеми своими эмоциями по-настоящему. Сначала - включать и выключать их осознанно, когда это важно, нужно или просто хочется. Потом пошли тренировки на управление силой эмоций. Когда мы их начали, произошел интересный эпизод. После первой, очень простой регулировки своего гнева (повысить до 9 из 10 баллов - снизить до 6 - повысить до 9 - снизить до 6) Н. встал, и очень торжественно сказал: "Ну охренеть! Я впервые узнал, что силу эмоций можно регулировать! У меня в голове не выключатель! У меня в голове регулятор!!!"
Тревожность, в итоге, у него снизилась, самочувствие улучшилось (психосоматика - серьезное дело), сон нормализовали.
А как же управляемость бизнеса, спросите вы? С ней тоже поработали, чуть позже. Масштаб проблемы сильно уменьшился, потому что подчиненные, которые, наконец-то, увидели эмоции шефа - и радость, и гнев, и многое другое, стали выполнять распоряжения лучше.
А вы умеете управлять эмоциями? Или эмоции управляют вами?