Еще немного сопоставлений и аналогий.
Вот А. Варга во "Введении в системную семейную психотерапию" цитирует Г.Бейтсона ("Экология разума", М.: Смысл, 2000):
"На первый план выходит давно освоенное в постклассической рациональности, имеющей дело с "природой разума" понимание, что "в известном смысле в природе нет фактов, или... в природе есть бесконечное множество потенциальных фактов, из которых суждение выбирает несколько, и те становятся фактами в силу этого акта выбора" (Бейтсон, 2000, с.446). Все утверждения о реальности имеют статус именно одного из вариантов описания или интерпретации (проверка "объективности" которой возможна только в границах сделанных исходных допущений)" (там же) <курсив здесь и ниже мой>.
А вот, опять же, Аркан XV Дьявол Физического Таро, именуемый здесь "Наблюдатель":
"Мы оцениваем лишь один из множества потенциалов, он и становится единственной реальностью".
К нему тут нелишне добавить Аркан ХХ Суд из той же колоды, который получил название "Субъективная реальность" (и, как говорит нам Википедия, "в диалектическом материализме "субъективная реальность" - данное в ощущениях отражение объективной реальности в сознании человека").
Далее цитирую А. Варгу:
"В постклассическом подходе терапевт стоит на позиции незнания. Он не знает, как хорошо и правильно устроить жизнь клиентов, как изменить их функционирование, чтобы жизнь стала лучше. Это знают сами клиенты, надо только правильно спросить".
" Терапевтическая задача в таком случае - не противопоставлять терапевтическое видение и клиентское, терапевтический текст и клиентский, а работать только с клиентским текстом, искать непроблемные истории их жизни, искать исключения из страданий, искать удачные эпизоды в цепи неудачных. Собственно, этот поиск и создает структуру и содержание общения терапевта с клиентами.
Терапевт расспрашивает не о том, как супруги ссорились и обижали друг друга, а о том, как в подобных же ситуациях им удавалось не ссориться и поддерживать друг друга, что помогало каждому вести себя иначе, что каждый делал по-другому. Кстати, здесь есть очень тонкий момент. Психотерапевт ищет некие отличия одного способа поведения и понимания от другого. Что является значимым отличием? В каком случае при обсуждении отличий проблемного видения от непроблемного, функционального поведения от дисфункционального возникнет терапевтический эффект?
Достижение терапевтического изменения понимается в этой ситуации в самом общем виде как внесение "различия, которое порождает различие" (Грегори Бейтсон). Речь идет о том, что основой всякого поведенческого изменения во взаимодействии живой системы с реальностью является значимое различие в восприятии ею этой реальности".
----
Собственно, того же самого - с некоторыми нюансами, диктуемыми спецификой работы с Таро - добивается и таролог на консультации, а основания для применения подобного подхода к анализу и разрешению ситуаций - выше.
This entry was originally posted at
http://hipparion.dreamwidth.org/370645.html. Please comment there using OpenID.