Несколько лет назад я с женой, сыном и его другом (им было лет по 12), прочитав где-то об огромной системе подземных ходов в районе Лузита и не открытой для свободного туризма, поехали искать их. Каким-то образом нашли (их же нет на картах). По корням дерева спустились в небольшую колокольную пещеру метров 7 в диаметре. По периметру в разные стороны расходились лазы сантиметров по 70 высотой. Ну мы выбрали один и полезли на четвереньках. Ползем. Лаз все ниже, снял рюкзак; потом на четвереньках стало ползти невозможно- поползли по-пластунски. И тут я выползаю на перекресток, от которого расходятся 3 лаза, такие же узкие. Меня начинает охватывать паника- веревки с собой никакой нет, поставить знаки на стенах совершенно нечем, фонариков -1. Ну заползем мы куда-нибудь, а как назад? Куда? В какой лаз, и где тут лево, а где - право? Кошмар, дыхания от паники стало не хватать. Как-то успокоился, и стали мы уползать назад, толкаясь руками - развернуться-то невозможно.
Вобщем, много лет при этом воспоминании я начинал задыхаться. Вот такой был геройский поход.
А тут недавно один знакомец написал о пещере Хазан. И как-то захотелось опять попробовать полазать по нетуристским пещерам.
Система пещер Хазан была найдена совсем недавно, в 1979 году, возле кибуца Амация. Хотели сделать национальный парк, но что-то не заладилось, и все работы по благоустройству так и бросили.
Главный вход в пещеру. Здесь была маслодавильня. Жернова, наверное, вкатили через вход. По крайней мере, другой возможности это сделать, мы не придумали.
На каждой стене выемка для светильника. Темнота в пещерах, естественно, кромешная. Без фонарей нельзя, можно свалиться в какую-нибудь дыру, коих там множество.
Вот такая небольшая колокольная пещера (примерно такая , о которой я писал вначале) с лазами. Отверстия эти находятся на высоте метра 2, и чтобы залезть в них надо что-то городить. Мы не стали.
Самые интересные залы (а их там несколько) - склады для хранения кувшинов с оливковым маслом. В полу аккуратнейшим образом сделаны специальные углубления для кувшинов. Если кувшин вдруг разбивался, масло не валялось там лужей, а стекало по выдолбленным тропинкам в строго определенное место - неглубокую яму в полу. Ну вот мои спутницы изображают кувшины.
Во многие пещеры есть несколько входов. Один большой и минимум еще один (часто больше) лаз. Во время восстания Бар Кохбы в этих пещерах скрывались повстанцы. Понятно, что быстренько оттуда, как бы это сказать - сбежать, было довольно актуально.
Вдруг из какой-то дырки выглянул диковатого вида мужик и спросил, где есть выход. Я участливо поинтересовался, сколько лет он здесь бродит? В ответ он поинтересовался, кончилась ли война. Посмеялись.
Указав ему путь, мы радуемся, что спасли человека. Счастливой улыбкой провожаем его (чуть не написал в последний путь).
Выбирались мы совершенно из другого выхода-входа. Когда-то он выводил людей в колокольную пещеру, купол которой обвалился, очевидно, в другие времена.
Выбравшись на свет белый, почти сразу уткнулись в груду камней. Ну, куча себе, и куча.
Но уму утонченному сразу же видится и нечто другое, Верещагин какой-нибудь, прости-господи.
Свобода сыграла с Плейшнером злую шутку: выбравшись из пещеры, я забыл изменить параметры съемки на фотоаппарате, и дальше пошли непотребные фотографии с кошмарным зерном.
Потом мы забрались на какую-то сторожевую башню с видом на Хеврон. И, откупорив шампанского бутылку, выпили за хороший новый год.
Чего и желаю всем!
На обратной дороге (уже шел дождь), проезжали мимо виноградников. Несколько этюдов- "сделайте нам красиво" .
Этот бы я назвал "Гражданская война".
А потом была чудная винарня Ханса Штернбаха.
(Умирая, я буду слабеющими губами шептать :
- НЕ ЗАБЫВАЙТЕ МЕНЯТЬ ISO)