UPD к предыдущей записи (письмо Шнирельмана)
https://hina-chleck.livejournal.com/996229.html?view=4772741&act=cAdd#t4772741 от
prof_yura (Спасибо Шнирельману и процитировавшим его - за блеск и эрудицию - и за пинок к дополнительному изучению)
==Саша Шнирельман - замечательный математик, но в этом тексте много (на мой взгляд) неточных утверждений. Вот некоторые из них.
"А потом произошла катастрофа, длившаяся почти без перерывов 30 лет, которая не оставила от этой великой культуры ничего, кроме нескольких обгорелых пней. И все силы ума Томаса Манна (как Германа Гессе, так и других благородных немецких мыслителей) обратились к проблеме: что же произошло? Что за странное самоубийство высочайшей в мире культуры, увенчавшей сильнейшую в мире цивилизацию?"""
Благородный немецкий мыслитель Т. Манн описывал ( «Мысли во время войны», «Фридрих и большая коалиция») ПМВ как конфликт между культурой с её вечными ценностями (Германией) и цивилизацией с её пошлым прогрессом (Францией и Англией).
____
"Однако Ландау настолько его любил и ценил, что он согласился продолжать заниматься с Тейхмюллером. Однако, поскольку Ландау не пускали в университет, то некоторое время Тейхмюллер приходил к нему домой, и Ландау ему индивидуально читал лекции. "
По-моему, это какая-то (хм) импровизация, возможно (хм) вдохновленная реальной историей (ставшего домашним) семинара Эмми Нётер по теории полей классов, на который ходил Эрнст Витт (в форме штурмовика!).
_____
"А потом Ландау все-таки уехал в Англию и в 1938 году умер. "
Ландау числился профессором в Геттингене еще год (зарплату выплачивали полностью), а потом вышел на пенсию и уехал в Берлин, где и умер через 4 года в 1938 году.
(Он действительно ездил в Англию, читал лекции в Кембридже, но вернулся в Германию.)
mathshistory.st-andrews.ac.uk/Biographies/Landau/
_____
"А Тейхмюллер остался в Геттингене и, вопреки всяким моральным ожиданиям, продолжал очень хорошо заниматься математикой. Он создал там теорию Римановых поверхностей, то, что там назвали и сейчас называют пространством Тейхмюллера, сейчас это одно из самых популярных слов вообще во всей математике. "
Эти работы были (в основном) сделаны уже после переезда Тейхмюллера в Берлин. (Я не понял, при чем тут моральные ожидания и кто чего ждал.)
"Когда началась война, он через некоторое время пошёл добровольцем, окончил офицерские курсы, был послан на Восточный фронт в чине лейтенанта, и там пропал без вести под Полтавой."
В армию его призвали в июле 39-го (за месяц до начала войны), и он успел повоевать в Норвегии. Потом его перевели в Берлин, где
он занимался криптографией, при этом преподавал в университете и занимался математикой. Ну, а после Сталинграда пошел добровольцем на фронт, где и сгинул.
mathshistory.st-andrews.ac.uk/Biographies/Teichmuller/==
____
Только что наткнулась на Акутагаву - но понятно, что ни одна цитата и ни одно, пусть красивое, но упрощающее, объяснение не работают.
==Военные недалеко ушли от детей. Вряд ли нужно здесь
говорить, как они трепещут от радости, предвкушая героические
подвиги, как упиваются так называемой славой. Лишь в начальной
школе можно увидеть, как уважаются механические упражнения, как
ценится животная храбрость. Еще больше военные напоминают
детей, когда, не задумываясь, устраивают резню. Но более всего
они похожи на детей, когда, воодушевляемые звуком трубы и
военными маршами, радостно бросаются на врага, не спрашивая, за
что сражаются.
Вот почему то, чем гордятся военные, всегда похоже на
детские забавы. Взрослого человека не могут прельстить
блестящие доспехи и сверкающие шлемы. Ордена - вот что меня
по-настоящему удивляет. Почему военные в трезвом состояний
разгуливают, увесив грудь орденами?==