Оригинал взят у
apistos в
О моей, извините, миссионерской поездке в Эссо!Из дневниковых заметок…
Это случилось совсем неожиданно. Еще утром ничего не было ясно. А в обед, я с отцом Александром Алексеевым, сидя в машине, неслись в Эссо. В центр Камчатки!
Подумать только, впервые в жизни я наконец-то вырвался из этого (прости Господи) болота. Т.е. поехали-таки взглянуть на Камчатку.
С Елизово выехали в первом часу дня. Приехали в девять вечера.
Эссо это небольшой поселок в котором живут чуть больше 2 тысяч человек. Поселок в радиусе будет равен, наверное, километру. (если не меньше) Расположен он на равнине окруженной сопками. Наверное поэтому ветра в нём практически нет. Горы покрывают хвойные, лиственные деревья, достигающие в высоту двадцати и более метров. Дома сплошь деревянные, не высокие.
Как приехали нас провели к одному коммерсанту, звать его Петр (фамилию забыл) Чуть отдохнули, перекусили. После этого направились к месту отдыха, в соседний дом. Нас встретили добрые, милые люди - Раиса Васильевна и ее супруг Иван Францевич Балицкие. Они нас заставили еще раз поесть. Наговорившись досыта, отправились спать.
На другой день встали очень поздно, т.к. из-за прошедших майских праздников, решено было дать людям отоспаться.
В 12-00 все собрались в храме, или будет точнее сказать, в доме, который вскоре станет храмом.
Людей набилось довольно много. Была отслужена панихида, водосвятный молебен. Затем приступили к крещению. Собравшихся разделили на две группы. В каждой было по тридцать человек. Покрестили.
На обратном пути к гостеприимным хозяевам, нас перехватил Петр и Александр (те самые коммерсанты, что нас привезли) Они посади нас в уже набитую до отказа машину и мы поехали к речке. Там достали припасы, разожгли костер, поставили варить мясо. А пока оно варилось, стали распивать «бургундское» (назвал так местный доктор), т.е. самогон. Отец Александр благословлял выпивать мне рюмку за рюмкой. Впрочем, грех все сваливать на кого-то, я пил сам. Когда было выпито определенное количество «бургундского», вдруг выяснилось, что три человека из нашей компании не крещенные.
И вот произошло запоминающееся событие. На берегу реки, на свежем воздухе, при запахе жареной оленины, было совершено крещение. Выглядело это конечно немного сюрреалистично. Небо, река, деревья и огромная фигура отца Александра, воздевающая руки к небу (в одной руке требник, в другой крест) и я держащий крестильный ящик. Из-за прохладного вечера решили полное погружение не делать. Однако, голову каждого крещающегося, отец Александр, лично окунул в реку.
Признаться я довольно серьезно захмелел, поэтому старался есть как можно больше мяса. А оно было еще не прожарившееся, полусырое…
После всего, сев в машину поехали к термальным, теплым бассейнам. На улице было холодно, но вода… прелесть. Тепло, уютно и еще плюс пиво.
В первом часу ночи нас подвезли к дому. Хозяева нас ждали и весьма подозрительно поглядывали на нас. Ну и физиономии наверное были у нас… Отец Александр сходу залез в постель и захрапел. Меня же усадили за стол, заставили еще чего-то съесть, потом забросали вопросами, а я чего-то им глубокомысленно разъяснял. Как еще язык работал?
Проснувшись рано утром, краснея от стыда и ужаса, едва держась на ногах, взяв в свидетели Бога и отца Александра, я дал обет никогда в жизни не пить ни водки, ни спирта, ни самогона, ни бражки. Отец Александр, весьма скептически отнесся к моим словам, много шутил, с удовольствием завтракал и был в прекрасном расположении духа.
Наступивший день был ужасен по своей нагрузке. Мы начали крестить в 9 утра и закончили в 21-00. Я поражался работоспособности отца Александра, он практически целый день не приседал. Конечно, я тоже читал, что-то рассказывал народу про крещение. Отец Александр иногда ехидно исподлобья на меня поглядывал. Мол давай давай, работай в семинарии пригодится.
Уходя из церкви я шатался от усталости. Как-никак все-таки 180 человек за один день окрестили! Причем так крестить, чтоб ни одного слова не пропустить из чинопоследования!
В среду 4 мая опять крестили, освящали квартиры, исповедовали. А вечером, поселковые власти устроили банкет в нашу честь и в честь исторического факта - 1-ый приезд священника в поселок за всю историю Эссо.
Банкет проходил в местном клубе в единственно высоком здании поселка. Местные жители, глядя на его голые высокие стены с маленькими окнами, прозвали его между собою Бастилией.
Всё началось в часов шесть вечера. Сперва все были скованны, стеснительны. Но водка брала своё и через некоторое время за столом все были оживлены. Разговоры, шутки. Подымали тост за тостом. Я почти не пил. Позволил себе немного коньяка. Когда давал обет, про коньяк я ничего не говорил.
За столом послышались песни. Заиграл баянист. Пели песни русские, украинские, советские. Видно что пели профессионалы, эти песни поразили моё воображение! Право, не часто приходиться слушать подобное.
Затем все настолько осмелели, что стали танцевать. Отец Александр совсем не ожидал подобного оборота дела, было видно что он раздосадован, но не надолго…
Меня стали приглашать танцевать. Уж больно настаивала одна девица Наташа. Но я отказал. Отец Александр только и смог выговорить: «Глупенький… ах если б мне сейчас твой пиджак!» - он поглядел с завистью на танцующих.
Наша хозяйка Раиса Васильевна, мне шепнула с укором: - «Она ведь только ради тебя пришла! Смотри, даже платье одела! Отродясь не видела ее в платье!» Я упорствовал.
К нам подсела женщина, как потом сказали, хозяйка этого клуба. Она была в самом замечательном настроении. Смеясь, она сказала нам: - «Вы не представляете, с вашим приездом здесь всё преобразилось. Вот смотрите Данилюк (она указала на мужчину лет 45-ти, танцующего со своей женой) так ведь он уже 15 лет, как не танцевал, а сейчас просто загляденье. А баянист Боря! Два года в руки баян не брал, а нынче! Маэстро!»
Застолье длилось до позднего вечера. Отца Александра окружали то власти, то работники церкви и все с вопросами, предложениями. Одно из которых заключалось в идеи обязательно меня сделать священником и направить служить именно Эссо. Обещали найти невесту и выделить квартиру!
Отец Александр был в своем репертуаре, походу разговоров двоим девушкам (дочери старосты общины Елене и той самой Наташе, что меня приглашала на танец) он признался в любви, бывшего секретаря райисполкома напоить в стельку, а остальных сразить тостом, про то, что евреев и коммунистов надо вешать, а демократов расстреливать. Что поделаешь, отец Александр был последовательным приверженцем монархических убеждений. Причем весьма своеобразных монархических убеждений.
Разговор с Наташей, у меня всё-таки случился. Много говорили о природе снов, об экстрасенсах, астрологии и вообще обо всём. Видно было, разговор произвёл на неё большое впечатление.
Когда собрались убирать музыку, отец Александр вдруг изъявил желание спеть. Конечно он не певец, но получилось очень даже не дурно…. Он спел «Письмо матери» на стихи Есенина.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Впечатление было сильным. Аплодировали.
В первом часу ночи, мы с отцом Александром попытались сбежать с банкета в общественный басеин с термальной водой. Темная ночь, яркие звезды и вот из облаков выходит огромная, полная луна! Это надо было видеть! Что за прелесть было купаться ночью и при луне! Вода теплая, даже горячая.
Однако нас таки нашли и снова отвезли в «Бастилию». Еще долго сидели пили кофе, беседовали и уже под утро разошлись.
Пономарь в храме Успения Божией Матери г. Елизово. Весна 1993 год
Несколько дней мы ждали, что нас отвезут назад, но поездку всё откладывали. Мы целыми днями были в церкви, снова крестили. Не знаю правда это или нет, но нам рассказали, что староста общины не гнушается магией.
Сидел дома, читал Л. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Видя, что я наотрез отказываюсь что-либо предпринимать серьезное в отношениях с Наташей, о. Александр постоянно над мною подтрунивал. А когда я вдавался в большие, пространные объяснения, он называл меня «великим теоретиком», или почти оскорбительно: «А… что с тебя взять - камчадал». Он называл себя киевлянином и очень гордился этим.
Последний день нашего пребывания в Эссо был тоже весьма интересен для меня. Мы, с Иваном Францевичем, ходили на сопку Пионерскую. (Её тут так называют потому что на ней каждую весну случается пожар. Этот пожар у местных почему-то ассоциируется с пионерским костром) Забравшись на самую верхушку, мы встав, прочли вечерние молитвы. Вид сверху, панорама природы меня просто сразила. Абсолютная непохожесть ни на что. Не зря Эссо называют камчатской Швейцарией.
Вечером, благословил меня отец Александр проводить Наташу до дома. Пришлось провожать. Впрочем, что скрывать мне было любопытно. На улице разливалась приятная прохлада вечера. Дул мягкий освежающий ветерок. Благодать. Красный закат. Вылезающая из-за сопок полная луна. Далекий шум реки, высоченные тополя отбрасывающие черные тени. Да, жизнь прекрасна. Из беседы с Наташей было видно, что она хочет выйти за рамки обычных философских тем, но я делал вид, что не замечаю.
Вернулся домой уже глубокой ночь
В темноте что-то перевернул в сенях. Отец Александр, проснувшись и слегка приподнявшись, спросил меня: - «Ну что? Только не говори, пожалуйста, что ты её так и не поцеловали и всю ночь грузил про спасение России...»
«Отец Александр! Как можно! Разумеется, нет!» - выпалил я.
Отворачиваясь к стенки, отец Александр равнодушно и искренне пробормотал: - «Эх, дурак, дурак. Я б точно не упустил. Эх, где моя шестнадцатая жена?! Эх, какая сочная евреечка была…» Далее был только храп.
Отец Александр всегда любил рассказывать про свою бурную молодость. Про свои шестнадцать жен. Конечно, ему никто не верил. Но уточняющие вопросы почему-то не задавали.
Мне не спалось, я смотрел на бегающие блики на стекле, на подымающуюся луну и думал... Ну, положим отец Александр прав, и я что-то упустил. Но ведь она меня старше на три года! Ей целых 21 год! Да и потом, не я ее водил по поселку три часа, она сама меня водила меж этих тополей. И кажется ей и вправду было интересно послушать меня. Про православие, про то, как опасен оккультизм и что никаких инопланетян нет, а есть бесы вместо них. Правда она на меня иногда так странно смотрела... Впрочем, кто её знает, что у ней на уме?
Засыпая, мне всё чудились эти тополя, черные тени, шелест платья, распущенные волосы, её локоть руки нечаянно касающийся меня… и эта луна, огромная полная луна.
***************************************************
На другой день мы уехали рейсовым автобусом, так и не дождавшись машины. Было немного грустно. Не хотелось возвращаться в город, где как говорили, снова была пурга.
8 мая 1993 год.