Оригинал взят у
o_apankratov в
Мытарь и фарисей, лекция о Церкви и отступниках + продолжение ответа: "Аллилуия" по причастне
С началом постной Триоди, православные ... проповедь в тему дня:
http://rpsc.ru/mitropolit/propovedi/propovedi-na-triodnie-prazdniki-i-voskresnie-evangelskie-chteniya/propoved-v-nedelyu-o-myitare-i-farisee/ Сегодня же состоялась интересная интерактивная лекция о.Вадима Коровина,рекомендую:
Click to view
Ну,а в нашем приходе нынче в целом благополучно совершилась божественная литургия. Особенно приятно было причастить младенца Бориса, крещёного у нас же 08.02.16:)
В этом контексте вполне логична тема очередной части моего возражения В.Ю.Григорьевой:
Об «Аллилуия» после причастных стихов
У лица не очень информированного после прочтения фразы моего оппонента насчёт «пения «Аллилуия» сразу после причастных стихов, а не только после причащения мирян» может сложиться впечатление, что у старообрядцев никогда не поют «Аллилуия» после причастна. Между тем это не так. Если за литургией нет причастников, то «Аллилуию» поют сразу после причастного стиха. Если же причастники есть, то поют после их причащения. Что имеет весьма практическое значение при совершении литургии.
Согласно указаниям старопечатных Служебников, причащение мирян осуществляется частицами от двух четвертей раздробленного Св. Агнца, центральной части главной просфиры, со слогами НИ и КА. Наиболее детально это описано в Служебнике 1651 г.:
(режим доступа:
http://dlib.rsl.ru/viewer/01002431961#?page=180 )
... а в уже пореформенном Служебнике 1670 г. даже проиллюстрировано для наглядности:
(режим доступа:
http://dlib.rsl.ru/viewer/01002445598#?page=140 )
Таким образом, приняв Св. Дары сам во время пения причастна, священник должен каким-то образом немедленно узнать, имеются ли причастники - миряне. Поскольку если они есть, иерею необходимо приготовить частицы для причащения их и вложить в потир. Если же их нет, во св. чашу вкладываются все частицы с дискоса. Сигналом к одному из этих двух действий и служит «Аллилуия» по причастне. Если, повторю, её поют, причастников вне алтаря нет. Если не поют - есть, и тогда «Аллилуия» бывает после причащения последнего из них. Указание об «Аллилуия» после «Тело Христово приимите» содержится во всех московских печатных Служебниках, начиная с изд. 1602 г.:
(режим доступа:
http://dlib.rsl.ru/viewer/01002158894#?page=141 )
Упоминаний же об «Аллилуия» после причастного стиха, поемого во время приобщения духовенства, там нет.
Теперь вспомним о древнерусской традиции причащения мирян, сохраняющейся в старообрядчестве. Её суть - великое благоговение пред Святыней. В согласии с чем принятие Св. Таин - редкое, особенное в жизни человека событие. В озаглавленном как принадлежащее св. Иоанну Златоусту поучении «В пяток 4-я недели [Великаго] поста, о страсе Божии» из книги «Златоуст» (л. 99 по изд.: М.: типография единоверцев, 1877), распространённой в огромном количестве рукописей и печатных изданий, читаем: «Подобает убо всякому християнину трижды в лето причащатися Пречистых Таин Христовых, и каятися грехов своих. А по нашей слабости хотя единожды в лето в Великий пост, и то велико очищение есть».
Причащению при этом предшествует говение - особенная подготовка, длящяяся неделю и сопровождаемая усиленными молитвой и воздержанием. Что регламентировано в 32-й главе Большого Устава 1641 г. (л. 75 об.): «Егда хощещи причаститися, аще в суботу, или в неделю, сохрани ту всю седмицу, от понедельника, сухоядением. И хмельнаго не пити отнюд, дондеже причастишися. … Понеже не лепо есть без страха Телу и Крови Христове причаститися. Но токмо со страхом и трепетом, и со всяцем воздержанием, в посте и молитве, и бдении и слезах. А поклонов по 300 на день, на 7 днии, себе приуготовати. А молитв Исусовых по шести сот на день. А седьмое сто молитв Пречистой. Да тоже приобщитися своему Владыце Христу. Да видевши рече пророк: «Виждь смирение мое, и труд мой, и отпусти вся грехи моя»:
Соответственно, большая часть литургий в году совершалась без причащения мирян. Что ярко отражено во всех старопечатных московских Служебниках, начиная с 1602 г.: по выходе с чашей и возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» иерею предписывается не идти причащать мирян, а повернуться, поставить потир на св. престол и совершать дальнейшие действия. И только чуть ниже имеется ремарка «Аще убо суть неции хотящии причаститися», с последующими предписаниями на сей редкий случай, см. напр.:
(
http://dlib.rsl.ru/viewer/01002158894#?page=140 )
(
http://dlib.rsl.ru/viewer/01002431961#?page=186 ;
http://dlib.rsl.ru/viewer/01002431961#?page=187 )
Неудивительно поэтому, что в древнерусских певческих рукописях «Аллилуию» помещали сразу после причастна, это наиболее соответствовало описанной выше практике.
Осталось ещё две части:)