Внезапно

Dec 17, 2012 12:42


Откуда взялись названия у музыкальных нот
На рубеже X-XI веков жил бенедиктинский монах по имени Гвидо Аретинский. В монастыре небольшого итальянского городка Ареццо, он обучал церковным песнопениям певчих своего хора. В те времена еще не было системы записи музыкальных знаний, из-за чего занятие его было очень трудоемким и кропотливым - ведь обучать каждого ученика приходилось по отдельности. К тому же, псалмов в католической мессе великое множество, поэтому неудивительно, что на доскональное изучение всех песнопений только одному певчему требовалось почти 10 лет.

Чтобы облегчить и ускорить этот процесс, монах Гвидо и придумал записывать на четырех линиях нотного стана музыкальные звуки специальными знаками. А так как на латинский язык, язык католических месс, слово «знак» переводится как «нота», он и назвал музыкальные знаки - нотами.

Для того же, чтобы дать имя каждой из 7 нот, Гвидо Аретинский взял гимн Святому Иоанну и использовал первые слоги каждой строчки:

UT queant laxis [чтобы слуги твои]
REsonare fibris [голосами своими]
MIra gestorum [смогли воспеть]
FAmuli tuorum [чудные деяния твои]
SOLve polluti [очисти грех]
LAbii reatum [с наших порочных уст]
Sancte Ioannes [Святой Иоанн]

Выбор именно этого гимна не случаен, так как каждая последующая строчка поется на тон выше предыдущей.

Ut, re, mi, fa, sol, la, si - звучали музыкальные ноты вплоть до XVI века, когда первую, закрытую и неудобную для пения ноту «ut» заменили на привычную нам «до». Взяли ее из латинского слова DOminus [Господь].

поток

Previous post Next post
Up