Недавно в газете я случайно увидела объявление: в это воскресенье в музее горных выработок посёлка Haute-Martelange можно будет покататься на мотовозе. Пропустить такое было никак нельзя, и, конечно же, я туда пошла)
По воскресеньям транспорт в Люксембурге ходит плохо - в нужном мне направлении было всего 2-3 автобуса за день. Сначала я доехала до посёлка Martelange, что на границе с Бельгией. Причём, на сАмой границе - одна его половина бельгийская, другая - люксембургская)
Я зашла в первый попавшийся магазин, показала вырезку из газеты и спросила, где это. Оказалось, что мне нужно в другую деревню - Haute-Martelange (haute - это верхний). Заодно затарилась в этом же магазине бельгийским шоколадом=)
До Haute-Martelange было около километра, я пришла до открытия, и потому решила прогуляться по деревне. Глушь - дальше некуда)) По местным меркам.
А теперь про музей. Вообще это подземные выработки. В 20м веке тут добывали сланец, из которого на той же фабрике, уже на поверхности, делали разные вещи - черепицу крыш, рукомойники, и даже могильные плиты. В 1986г шахты закрылись, и сейчас большая их часть затоплена водой.
У ворот меня встретил довольно приветливый дядька, который подъехал на мотовозе по рельсам. Я была единственной, кто пришёл - на улице дождь, видать, больше никто не захотел вылазить из дома) Ну и зря)
Билет стоил 2 евро. Я сначала залезла в один из вагончиков для пассажиров, но дядька сказал: "Садись на место водителя, хочешь?". Конечно хочу! Ни разу ещё мотовоз не водила)
Принципиально этот паровоз не отличается от обычной машины. Топливо, судя по всему, дизельное. Есть педаль сцепления, газ (рычаг слева), ручной тормоз и 4 передачи. Под сиденьем ещё один рычаг - ехать взад или вперёд. Педали тормоза нет, но с другой стороны - на кой он там вообще нужен?.. (на фотке справа - надпись на немецком, переведите кто-нибудь, плиз!)
Дядька включил зажигание и быстренько объяснил, что сначала надо отжать сцепление, снять штуку с ручного тормоза (чёрный рычаг на левой фотке), и отпустить сцепление. Я сделала как он сказал, и поезд поехал) Клёво))
Минут за 20 мы объехали всю территорию фабрики. Я заприметила два входа под землю, но оба оказались закрыты. Мы вернулись к начальной точке, там опять никого не было, и дядька предложил ещё покататься. Я снова села за руль (если так можно выразиться - руля там не было)).
Когда мы проезжали мимо одного из входов в шахты, я поинтересовалась, нельзя ли открыть эту дверь. Оказалось, что можно. Главное, вовремя спросить)) Туннель уходил резко вниз, но пройти удалось метров 20 - дальше шахта была затоплена. Первое, кстати, моё заземление с тех пор, как я переехала в Люксембург!
Мы вылезли на поверхность. Тут откуда-то появился второй дядька, и присоединился к нам. Уже втроём (я всё там же, на месте машиниста:) мы поехали дальше. Подъехали к одному из сарайчиков и остановились. Внутри оказался ствол, по которому в своё время на дно шахты спускали кабины (↓) с рабочими.
Огромное спасибо этим двум товарищам! Будучи обладателями ключей от всех дверей, они показали мне всё, что меня интересовало. И рассказали много интересного. В ещё одном сарае оказался второй вход в систему. На сей раз, нам удалось спуститься поглубже и пройти подальше. Максимальная глубина шахт, кстати, 168м. Но опять-таки, вскоре мы пришли к месту, где туннель уходил под воду. В этот раз мне уже выдали каску (ох, дали б мне её пару недель назад, когда я на работе головой треснулась об полку так, что пришлось идти в больницу).
Мы вылезли на поверхность и зашли в третий сарай. Это было бывшее здание фабрики. Сюда в вагончиках завозился добытый камень и дальше его обрабатывали - пилили, делили на пластины и вырезали черепицу. Чтобы заработать достаточно денег, в день рабочий должен был выпилить 800 кусочков черепицы.
Тут нам встретилась небольшая кучка посетителей и экскурсовод, объясняющий им что-то по-люксембургски. Дядька, который везде меня водил, рассказал мне то же самое по-англ. Потом мне даже показали старый документальный фильм 1938г о том, как фабрика жила 80 лет назад.
Как-то обнаружилось, что через полчаса у меня последний автобус. Мы попрощались, и я пошла на остановку. По пути нашла другую остановку, где значился тот же автобус. До последнего не была уверена, что он придёт, но к счастью, он там появился. Иначе даже не знаю как бы я стала оттуда выбираться - в вс вечером транспорта нету.
В общем, день удался. Пришла домой - мои соседки по квартире сидят весь день дома и пьют. Каждому - своё.
Остальные фотки:
тут