Взято у
varnava-mp Как и
было обещано, хочу поведать читателям ЖЖ о недавних событиях в Городе-Герое Севастополе. Начну, как говорится, с самого начала.
Григорий Потоцкий родился в 1954 году в Курганской области в семье молдаван. Примечательно, что они были сосланы туда в ГУЛАГ - в 1949 году. То есть уже в более-менее спокойное время, после победы Советского народа над фашистами и, по всей видимости, у товарища Сталина на это были какие-то достаточно серьезные основания.
В 12 лет он вернулся с родителями в Молдавию. В 1986г. закончил исторический факультет Кишинёвского университета, перед этим получив в Одессе специальность скульптора. Этим ремеслом он и стал активно заниматься, весьма оригинально используя знания, полученные на истфаке.
Здесь невольно вспоминается, что печально известный сын некоего Александра Исааковича Гельмана - Марат (1960 г.р.) - в эти же годы окончил школу тоже в Кишинёве, а после учебы в Москве, до 1986 г. работал там инженером. Впечатляет, что буквально на следующий день после отмены статьи о тунеядстве (1 марта 1986 года) будущий
король цинизма в искусстве уволился с работы, чтобы открыть какое-то «своё дело». Очень быстро Гельман, который с юности интересовался «современным» искусством, делает свою первую выставку в том же Кишиневе. Она имела большой успех, разумеется, коммерческий, и позволила горе-художнику перебраться в Москву.
Потоцкому же тогда повезло меньше, он остался в Кишиневе. Однако это не помешало ему делать то же самое дело, что и Гельман, правда, несколько уступая ему в популярности. Впрочем, совершенно неожиданно он находит для этого оригинальное решение - создает так называемую «Международную Академию Доброты». Вот тут-то ему по-настоящему улыбнулась удача.
«Церковь давно не пользуется прежним влиянием и в ее истории столько нетерпимости, что она сама стала порой причиной войн и межрелигиозной ненависти, - заявляет в своем программном манифесте добренький художник, - И, поэтому, в задачу Международной Академии Доброты входит, прежде всего, добиться, чтобы детям с ранних лет прививалось чувство доброты и справедливости… и этим должны заниматься школы и институты (вместо?, или назло?, церкви - прим. мое)».
Далее он придумывает какой-то праздник Доброты. А затем и соответствующий символ. Символом Доброты и был признан пресловутый «Одуванчик»!
«Я считаю, что в искусстве нет понятия нравственности, - заявил как-то этот добряк в одном из своих интервью, - Можно что угодно осквернить или возвысить до уровня престола (то есть сотворить идола, истукана - прим. мое)». Первый такой «Одуванчик» был открыт в 2007 г. в Таллине. «Символ Доброты, Любви, Дружбы, Единения» представляет собой круг с открытыми на все стороны света ладошками, на которых изображены открытые глаза! Чего-то более ужасного, наверное, нельзя увидеть даже в ночном кошмаре.
Затем были Николаев (2008г.), Юрмала (2008 г.), Москва (2010 г.), Степанакерт (2010 г.), Женева (2010 г.), Эквадор (2011 г.), Филиппины (2011 г.), Родос (2011 г.), Венгрия (2012). И многие другие, в том числе достаточно экзотические, места.
15 июня 2013 г. дошла очередь и до Города-Героя Севастополя. В колыбели Русского Православия истукан под названием «Одуванчик» был установлен прямо на Приморском бульваре в самом центре города. Перед ним была прикреплена табличка с надписью «Дар г. Москвы - г. Севастополю».
Спрашивал ли только кто у севастопольцев, нужен ли им такой подарок?
Этот вопрос ставился в официальном заявлении одной из ведущих городских общественных организаций Севастополя, направленном в Администрацию города. «Центральный образ изображения - раскрытая ладонь с глазом в отталкивающем жесте, многократно повторенная во все стороны, никак не ассоциируется с цветком - одуванчиком, однако является легко узнаваемым религиозным символом семитского происхождения, называемым ХАМСА, - в частности отмечается в нем, - Что подразумевала делегация Правительства Москвы когда 30 апреля 2013 года, в ходе визита в Севастополь, на 230-летие города, подарив такой «подарок»?».
При этом общественников возмутил вообще беспрецедентный факт, что при церемонии открытия, памятник был «освящен», как говорится в официальном обращении в Севастопольское благочиние от казачьих организаций, «неким гражданином, одетым в священнические ризы, и представленным, как помощник Севастопольского Благочинного иерей Александр Примак».
В этом документе были поднятые такие вопросы:
- известно ли отцу благочинному о событии 15 июня 2013 года на Приморском бульваре, названное «освящением» вышеописанного изделия, названного «одуванчиком», или «памятником доброты»?
- Если известно, то соответствует ли действительности тот факт, что это было сделано помощником благочинного иереем Александром Примаком?
Разумеется, что вопросы довольно риторические, и на сегодняшний день таковыми пока и остались: сайт благочиния хранит гробовое молчание. Удивительно, почему авторы вышеупомянутого запроса не поставили самый важный вопрос- дать каноническую оценку факту такового несомненно кощунственного «освящения».
Как следует из святоотеческого учения, освящать можно лишь только то, что приемлет освящение, то есть «могущее вместить» Божественную благодать. За всю историю человечества никогда и никому из Библейских Героев или Святых Отцов и в голову не приходило освящать идолы, капища и богохульные «бездушные истуканы»! Напротив, даже в Ветхом завете есть масса примеров, когда избранники Божии предпочитали смерть общению или поклонению таковым. Так, почитаемые на Руси мученики Маккавеи со своим учителем священником Елиазаром (память 1-го августа ст. ст.) безстрашно приняли мученическую смерть вместо предложенного им вкушения идоложертвенных нечистых продуктов.
Как Вы думаете, могла ли прийти Елиазару, как священнику, мысль освятить их и спокойно скушать?
Во многочисленных житиях святых мы видим множество примеров, как святые мученики смело сокрушали идолов, принимая неминуемую смерть, вместо «общечеловеческих компромиссов» - служения или просто поклонения истуканам. Святитель Николай, будучи архиепископом Мир Ликийских, днем совершая свое архипастырское служение, по ночам ходил по городу и разбивал в пух и прах многочисленные идолы, которыми изобиловал в то непростое время Его Город.
Как же мог этот молодой, но достаточно образованный священник совершить деяние, достойное разве что иуды искариотского? Возможно, он сделал это по неведению или недоразумению, но факт остается фактом. Сегодняшнее духовенство уже почти повсеместно совершает подобные «ошибки». Вот, например, на ролике, выложенном в открытом доступев сети, какой-то батюшка
освящает стриптиз-клуб. Такие же батюшки в 1917-м кричали: «Долой Царя!», требовали «обновления» церкви, а то и прямо
снимали с себя сан и шли чуть ли не в красноармейцы.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что возмущенные жители города «исправили ошибки» администрации и духовенства и сломали эту мерзость!
На днях стало известно, что правоохранительные органы расценили это как хулиганство и возбудили по этому факту уголовное дело. Как известно, то или иное деяние может быть признанно преступлением только при наличии злого умысла. То есть, считать какое-то происшествие хулиганством можно лишь в случае сознательного и умышленного нарушения общественного порядка или общественной безопасности. Спонтанное и вполне справедливое возмущение, обусловленное религиозными и патриотическими чувствами, жителей города, по воле Божьей оказавшихся в этом месте и в это время на Приморском, вылилось в столь оригинальный поступок, скорее всего, совершенно случайно. Произошло то, что рано или поздно должно было произойти!
А потому винить в этом нужно не горожан, старавшихся как-то защищать свой город от нравственной деградации, а тех, кто не считаясь с их мнением принимает необдуманные решения, осложняя тем самым и без того напряженную общественно-политическую обстановку в городе.
Добренький же горе-скульптор занял по этому поводу весьма своеобразную позицию - как раз в духе «доброты и всеобщей дружбы». Обращаясь к президенту Януковичу, он заявил: «Мы просим Вас, дать этому оценку и привлечь к уголовной ответственности, как за разрушение художественного (почему не сказал - высокохудожественного? - прим. мое) произведения, так и за демонстративное разжигание религиозной розни и антисемитизма (прям как в 1905 году!)». Даже пригрозил какими-то страшными погромами, которые даже в принципе невозможны в старом добром Севастополе. Это ему не Молдавия и не Приднестровье, по меркам чего он видимо от юности привык оценивать все общественные процессы!
В заключение хочу привести слова великого святого - Иоанна Златоустого. «Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся - ударь его по щеке, сокруши его уста,
освяти руку свою раной. Если схватят вас и повлекут на суд - иди