Западное Христианство - культура против цивилизации

May 28, 2013 06:13


Оригинал в abrod

Выработка консолидированной Церковной позиции по вопросу: является ли икона произведением искусства или предметом культа, тем более важна, что вопрос этот геополитический и тесно переплетается с отношением к западноевропейскому христианству. Ересь иконоборчества имела непосредственное отношение к Великому Расколу и рождению католицизма, сформировавшему Запад как цивилизацию.



Император Карл Великий. Альбрехт Дюрер, 1513



Как семечко содержит свойства дерева, исторические события, приведшие к образованию западноевропейского цивилизационного христианства, несли в себе зародыш всех его последующих достижений и пороков. Пресловутое "филиокве" явилось скорее индикатором духовной пропасти между Римско-католической и Православными Церквами, которая разверзлась в 800 году, при самовольной коронации Папой Римским Львом III Карла Великого Императором Христианской Ойкумены. Это самочинство оказалось губительным для идей легитимной власти и Юстиниановской симфонии Церкви и Государства на Западе, что привело не только к обострению борьбы за инвеституру, но и к искажению фундаментального представления о связи между миром и веком грядущим. Проявилось это, прежде всего, в секуляризации западного искусства, приобретении зап. христианством дуальности сознания - взамен утраченной способности мыслить символически, иконографически. Вопрос о символическом искусстве в Западной Европе является настолько злонамеренно политизированным и терминологически запутанным, что рассмотривать его имеет смысл только, достигнув соответствующей договоренности в терминах. В данной работе, нацеленной прежде всего на исторический анализ христианского искусства, будет применяться следующая терминология:
1. Цивилизационное (политическое) христианство - Римская Католическая Церковь и порожденные ею в Зап. Европе цивилизация и культура, возникшие в результате Великого Раскола. Исторически главной побудительной причиной появления ЦХ являлось стремление западноевропейских народов приобщиться к цивилизации Римской Империи.
2. Западное христианство - результат христианизации народов Западной Европы до Великого Раскола, ее главный побудительный мотив - "потрясенность красотой Христа, которая спасет Мир". Прежде всего, здесь идет речь об ирландском Православии св. Патрика, галло-римлянах, включая валлонов, и некоторых проявлениях христианизации норманнов, включая бургундов. Причем ЗХ, с точки зрения истории искусств, сохраняло свою "потрясенность" даже через много веков после присоединения к христианству политическому.
3. Анти-католичество, возникшее как синтез дуалистических и языческих религий, еретических сект и католиков, оголтело протестующих против злоупотреблений Папства. Наибольший вклад в этот синтез несомненно внесли катары и ариане, так как язычники, сталкиваясь с католичеством, обычно становились либо на позиции дуализма, либо - арианства (эллинам - безумие).
Влияние иконоборчества на появление западноевропейской цивилизации: в 754 году, когда открылся иконоборческий Безглавый Собор, Папа Римский Стефан II (III), вполне обосновано полагая, что власть Византийского императора-иконоборца Константина V антихристианская, поступил так, как митр. Антоний (Храповицкий) в аналогичных обстоятельствах требовал поступить от Патриарха Тихона. Он отказался сотрудничать с антихристианской властью и совершил акт гос. измены, став вассалом франкской короны и заключив союз с Пипином Коротким для защиты Рима от ариан-лангобардов (ломбардов). Король франков Хлодвиг крестился в 498 году, когда власть в Империи принадлежала Православным, а не арианам, крестившим лангобардов и вестготов. Таким образом, франки оказались единственным Православным народом на Западе. После победы в 772 году Карла Великого над главой лангобардов, герцогом Сполето Дезидерием, и создания Папской области, Папа оказался в роли вассально зависимого и был вынужден венчать короля франков короной императора.
Когда Императрица Ирина в 787 г созвала VII Вселенский Собор в Никее, осудивший иконоборство, мотив враждебности Папы к Византийской имперской власти стал неактуален, но вассальная зависимость Пап от франкским королей оставалась в силе. Неожиданно для многих, наследник Пипина Короткого, якобы неграмотный Карл Великий, заметил уникальную возможность получить императорский титул и сумел ей воспользоваться. В 794 г он созвал Франкфуртский собор, создавший "германское богословие" и осудивший иконопочитание в формулировке, принятой VII Вселенским Собором, сводя значение икон к иллюстративной функции и принимая, таким образом, иконоборческую позицию. Папы первоначально возражали, но позже - смирились и встали на его сторону. Так начался процесс секуляризации искусства в Западной Европе и свершился переход от иконописи к церковной живописи. Кстати, филиокве было введено тоже на Франктфурском соборе, по настоянию будущего Императора, опасавшегося восстановления византийского влияния на Пап. Естественно, арианская формулировка символа веры превратилась в повод для раскола, как только политическое христианство попыталось ее использовать в борьбе за власть над Церковью. Нужно отдать должное Папе Льву III, водрузившему в 800 г императорскую корону на голову Карла: подписать филиокве и утверждать собственную непогрешимость он отказался.
Так были заданы два принципиально различных, если не сказать противоположных, вектора развития христианского искусства. Историческая дихотомия Православия и Католичества достигла апогея в 1202 г (во время IV крестового похода), в истории искусства - в XVI веке. Этот временной разрыв следствие того, что Православное искусство наиболее полно выразило себя не в Византии, а в русской иконописи, непосредственно после Куликовской битвы, ознаменовавшей начало сознательного контрнаступления Православной ойкумены на цивилизацию, породившую IV крестовый поход. Сравнение представленных ниже произведений искусства позволяет увидеть удивительную корреляцию в исторической, духовной и эстетической сферах. Действительно, коронация Карла Великого является как исторической, так и духовной противоположностью VII Вселенского Собора, не зря названного "Торжеством Православия". Эти две эстетические противоположности представляют художественные архетипы Католичества и Православия, они были созданы практически одновременно и отражают взгляды на один и тот же исторический процесс.



Коронация Карла Великого. Мастерская Рафаэля-Санти. 1516



Императрица Ирина с сыном
на VII Вселенском соборе.
Фрагмент фрески Дионисия XVI в.

Сотрудничество Православной Церкви и музеев неободимо, в частности, для вырабатывания правильного отношения к европейскому искусству, поскольку западная христианская культура давно стала частью русской, и попытка России изолироваться от всего западного неизбежно приведет к торжеству мракобесия и саморазрушению.
В России до сих пор малоизвестно, что до начала иконоборчества Папы имели важнейшие связи, скорее, с Византией, чем с Зап. Европой, а первыми христианизаторами Европы после варварских нашествий были ирландские монахи, а вовсе не Римские Папы. Помимо того, что именно последователи св. Патрика в VI в. христианизировали Англию, они создали целую систему Православных монастырей по всей Европе. Особую роль в этом сыграл св. Колумбан, с группой ирландских монахов основавший на континенте в конце VI - нач. VII вв. монастыри - в Бургундии, Нейстрии, Австразии и Лангобардском королевстве. Только в Северной Франции им было основано четыре монастыря, а в Италии - знаменитый Православный монастырь Боббио, положивший начало ирландской монастырской традиции в этой стране. Именно здесь был центр сопротивления арианству в Италии в VII в. В дальнейшем Боббио стал ведущим научным центром средневековой Европы и внес выдающийся вклад в формирование научного метода. В частности, скрипторий этого монастыря обеспечил непрерывность теологической и философской традиции св. Амвросия и блаж. Августина. Интересно ознакомиться с изданными скрипторием аббатства в VII в. "Хрониками" Павла Орозия, ученика блаж. Августина и выдающегося теолога и историка V в. Этот документ - не только важный источник знаний о той эпохе, но и древнейший из известных шедевров кельтского книжного искусства, генетически связанного с византийской иконописью. Эта связь благополучно пережила расцвет готического стиля и сохранялась вплоть до XIV в.



Аббатство Боббио, Собор св. Колумбана.



Святой Колумбан. Собор аббатства Боббио. Фреска 642 г.



Обложка "Хроники" Орозия. Скрипторий Боббио.

Интересно, что история монастыря Бобио доказывает необоснованность "паники" Стефана II из-за наступления лангобардов, являвшейся, скорее, надуманным предлогом, а не настоящей причиной его измены Империи. Между тем, заключенный с франками союз привел к вассальной зависимости Папства от франкской военной аристократии, которую уже в те времена увлекали обсуждения того, кто является "потомками Христа и Марии Магдалины". Эти длящиеся и по сей день гностические споры превратили Запад вообще, и политическое христианство в частности, в заложников языческих странностей "Салической правды", согласно которым родство крови (по мужской линии) считается определяющим не только права престолонаследия, но и - все связи между людьми.
Трудно даже представить, каких успехов достигло бы западное христианство в случае перехода лангобардов и вестготов в Православие. До возникновения Священной Римской империи германской нации последователи св. Патрика добились немалых успехов, крестив, как родственных им шотландцев, так и (в отличие от замкнувшихся в национализме валлийцев) многих германцев (англов, саксов). Параллельно с ирландскими миссионерами, действующими в Шотландии и Нортумбрии, посланник Папы св. Августин в 598 г. основывает Кентерберийский епископат на юге Англии. Эти традиции конкурируют друг с другом, внешне продолжая сосуществовать мирно, в результате чего уже в VII в. в монастырской школе в Кенте преподавали, помимо богословия, латынь, греческий, медицину и риторику.
В Нортумбрии, на севере Англии, христианство на короткое время подпало под влияние Кентербери, но ирландская монастырская традиция быстро восстановилась, и местная культура переживала такой расцвет, который оказал колоссальное влияние на развитие культуры всей Британии. Как пример, достаточно вспомнить Евангелие Линдисфарна и указание легенды на то, что «культовая фигура» Запада, Король Артур, похоронен в 3-х километрах от аббатства Мэлроуз, построенного на месте аббатства св. Айдена, "ирландского апостола англичан". Кельтское христианство никогда не утрачивало связи с Православием св. Патрика.



Начало Евангелия от Марка. Книга из аббатства Дарроу,
в графстве Лаоис, Ирландия. VII в.



Евангелие Кельнского аббатства. Лист 34 r. 800 г




Евангелие из Линдисфарна, приората в Нортумбрии, VII - нач. VIII вв.

Выдающийся вклад Православных ирландских монастырей в христианизацию Зап. Европы недооценен на Западе и в России, чем дезориентируется восточное Православие во взаимоотношениях с западными народами и затрудняется взаимопонимание с собственной, до недавнего времени прозападной интеллигенцией. Частично это связано с тем, что родоначальником английской и европейской историографии, безо всякой корректировки перекочевавшей в Россию, был Достопочтенный Беда, блистательный последователь св. Августина Кентерберийского бенедиктинский монах монастыря св. Павла в Джарроу - форпоста цивилизационного христианства на границе с кельтской Шотландией.
Между тем и после 800 г., при доминировании цивилизационного христианства, ирландское Православие продолжало оказывать огромное влияние на развитие западноевропейского христианства.



Линдисфарн. Святой Остров.

Достаточно вспомнить, что Алкуин, родоночальник "каролинговского ренессанса", за 6 веков до Медичи создавший в Аахене (столице новой империи) Академию, культивировавшую христианский дух в античных формах, был воспитан в Ирландской традиции. Он был учеником такой противоречивой фигуры как архиепископ Йоркский Екгберт, который был учеником Достопочтенного Беды, и в то же время - братом и ставленником Кеолвулфа - св. короля Нортумбрии, добровольно ушедшего в Православный ирландский монастырь св. Кутберта, что на о. Линдисфарн.
В истории западного христианства особо выделяется период христианизации викингов, вопреки широко распространенному мнению, выведших Зап. Европу из варварства. В силу существования некоторых противоречий, франкская знать недолюбливала их. Так, норманны считали позорным для мужчины отказываться от собственного ребенка и с презрением смотрели на «Саллическую правду», заставлявшую знать делить детей на законных и незаконных, что приводило к дроблению монархий и к гражданским войнам. Благодаря самобытной культуре и влиянию нравственных ценностей христианства норманнам оказалась близка идея многонациональной государственности, а с другой стороны, гармонизировались мистическая, этическая и эстетическая сферы мировоззрения. Поразительна быстрота, с которой берсерки, еще недавно наводившие ужас на врага яростью боевого духа, столкнувшись с христианством, отказались от насилия, подобно св. Владимиру, не решавшемуся после крещения присуждать преступников к казни. Очевидно, немцы обязаны своей 7-вековой феодальной анархией победе франков при Лёвене в 891 г, поскольку норманны несли покоренным народам укрепление государственности, упорядочение жизни и минимизацию общественного зла.
После изобретения компаса викинги научились ориентироваться в открытом море, что позволило им неожиданно появляться в любой точке побережья Европы: проникая по рекам вглубь континента, они могли покорить любое европейское государство того времени. В 911 г. король Западно-Франкского королевства Карл III Простоватый, не имея сил для борьбы с викингами, заключил с их предводителем, Хрольфом Пешеходом (Роллоном), Сен-Клер-сюр-Эптский договор, по которому последний получал в лен побережье в районе устья Сены, с центром в Руане; впоследствии этот лен превратился в Нормандское Герцогство. Одним из условий договора был переход Роллона в христианство, что привело к превращению недавнего грабителя в деятельного и справедливого правителя.
Принимая христианство, любой народ испытывает потрясенность красотой Христа - появляется новое искусство. Сын Роллона, Вильгельм Длинный Меч, захватив в 933 г полуостров Котентен, спонсирует строительство аббатства Архангела Михаила на горе Мон-Сен-Мишель - первого храма норманнской архитектуры и прямого предшественника архитектуры готической.




Гора Мон-Сен-Мишель



Первая церковь эпохи Каролингов. Notre Dame sous Terre.

Важную роль сыграл сын Вильгельма, 3-й герцог Нормандии, Ричард I. Удачно выдав дочерей замуж, он расширил владения - их мужья, вассалы герцога, в скором времени завоевали юг Италии. Однако именно этот правитель стал ответственным за прерывание традиции христианского сотрудничества галло-римлян с норманнами, остановку миссионерского порыва ирландского Православия и последовавшее доминирование в Зап. Европе цивилизационного христианства.
Когда отец Ричарда, Вильгельм Длинный Меч, был предательски убит, а сам 8-летний Ричард захвачен в заложники королем Франции Людовиком Заморским, на помощь ему пришел король Дании Харальд I Синезубый. Французам пришлось уступить, а Ричард I, освободившись, стал щедрым жертвователем аббатству на горе Мон-Сен-Мишель, где согласно "Золотой Легенде" закончилось сражение Архангела Михаила с Сатаной. Опасаясь связей монахов с Бретанью, Ричард распустил галло-римcкую общину св. Обера и перевел в аббатство монахов-бенедектинцев из монастыря Сан-Вандрий с их аббатом Майнаром. Последний был известен как неутомимый собиратель библиотек. Известно, что он собрал в Мон-Сен-Мишель почти всю библиотеку Алкуиновской Академии в Аахене, в том числе - его личный архив (едва ли не единственный источник сведений об интеллектуальном центре создания ЦХ). Сам Алкуин, будучи представителем ирландской духовной традиции, неохотно принял приглашение Карла Великого, автора проекта "цивилизационное христианство", но впоследствии был совершенно покорен личностью короля. Он обнаружил, что этот "неграмотный солдафон" на деле возглавляет сообщество самых блестящих интеллектуалов Европы, собранных в Аахене с целью восстановления традиций античной цивилизации. Нельзя забывать, что Алкуин и сам являлся крупным ученым, самостоятельно создавшим основы математической логики и теории графов. Влияние созданной им школы трудно переоценить.
Неудивительно, что Ричард I при создании интеллектуального штаба в Мон-Сен-Мишель подражал предыдущему удачному проекту. Удивительно, что столь молодой человек (25 лет) сумел оценить важность этого предприятия.
В 961 г Ричард вновь подвергся нападению французского короля, и снова на помощь ему пришел Харальд I. Боевое братство христианина c язычником, несомненно, способствовало крещению последнего в 965 г. монахом Попо из фризского монастыря Аннегрэй, основанного св. Колумбаном, что в свою очередь послужило началом лавинообразного перехода викингов - от Киева до Британских островов - в Православие.



Примечательно, что Харальд сам увековечил обстоятельства своей христианизации на руническом камне в Еллинге, который он воздвиг в честь своих отца и матери.
В 977 г князь Владимир, будущий креститель Руси, прибыл в Норвегию в поисках поддержки у своего родственника короля Норвегии Хокона Могучего. Хокон в то время воевал со своим сюзереном Харальдом Синезубым, из-за попытки датчанина обратить в христианство норвежцев.
Убийцем Хокона и первым христианским правителем Норвегии станет выросший в доме Владимира Олаф I Трюггвасон. В 981 г язычники Олаф и Владимир навсегда расстались в Новгороде. Позже, независимо друг от друга и почти одновременно, они крестились: Владимир - в Крыму, под влиянием описанной послами неземной красоты св. Софии, Олаф - принял крещение от ирландского монаха на о. Силли, тоскуя по внезапно умершей супруге.
Приняв христианство, норманны проявили талант строителей государственности. Внук короля Дании Харальда I Кнуд Великий, завоевав Англию в 1016 г, покончил с национальными распрями, кодифицировал законодательство и создал финансовую систему государства. Он всячески радел о христианском просвещении Англии и Дании, а его сын Хардекнунд вернул в Англию своего сводного брата Эдуарда Исповедника, ныне местночтимого святого Сурожской епархии РПЦ. Св. Эдуард в 1066 г передал права на престол племяннику, правнуку Ричарда I, будущему основателю английской монархии Вильгельму Завоевателю.
Свои таланты монарха-завоевателя Вильгельм I Английский проявлял при поддержке как Папства, так и "своего" бенедиктинского монастыря Мон-Сен-Мишель, превратившегося к тому времени в крупнейший интеллектуальный центр осознавшего себя ЦХ. Завоевание союзом норманнов и ЦХ Англии - прообраз грядущих событий: «baussant» над Иерусалимом, "Union Jack" над Суэцем и даже - "Old Glory" на Луне. Холодная рациональная жестокость завоевателей Англии, принципиально отличающаяся от ярости берсерков, явилась признаком цивилизации нового типа - англо-нормандской монархии, не являвшейся частью континентальной Европы, но сумевшей превзойти ее в "европействе". Анализ реформ Вильгельма Завоевателя и методов подавления сопротивления в Йорке убеждают, что "Книга Страшного Суда" была чревата "Internal Revenue Service" и "Federal Reserve System", а "опустошение севера" - расовой работорговлей и геноцидом с/а индейцев.




Bayeux Tapestry



Трафальгарская битва. Тернер. 1806

Тем не менее, прообраз - потенция, а не реальность, и, несмотря на совершенство убийственной эстетики Bayeux Tapestry, художественного воплощения нормандского завоевания как холодного торжества профессиональной войны, английская иконографическая традиция иллюминированных манускриптов продолжает существовать еще не менее двух столетий. Кроме того, изменение цивилизационной парадигмы еще не означает мгновенного изменения людей, и хотя в "Книге страшного суда" можно найти всего трех состоятельных саксов, те же норманны, приступив через несколько лет к завоеванию Ирландии, проявили себя с совершенно другой стороны. Завоеваниям не свойственно оставлять после себя приятные воспоминания, но сам факт появления в языке покоренного народа идиомы "Níos Gaelaí ná na Gaeil iad féin" - "Более ирландцы, чем сами ирландцы", свидетельствует о сохранении на тот момент норманнами своего ассимиляционного потенциала, позволившего им внести значительный вклад в создание Православной Империи на другом конце континента.



Bayeux Tapestry



Христос в силе. Абердинский тварник.



За 36 лет до нормандского завоевания Англии, на родине норманнов - в Норвегии, Христианство, в лице последнего святого неразделенной Церкви - св. Олафа, сыграло роль примирителя и объединителя народа. Преследуемый язычниками, ярлами, при поддержке вторгнувшихся датчан, Олаф бежал с сыном Магнусом в Швецию, затем - в Новгород, в Киевскую Русь, к своей бывшей возлюбленной шведской принцессе Ингегерде, к тому времени жене князя Ярослава Мудрого. По ее просьбе, Ярослав усыновил Магнуса, а Олаф в 930 г вернулся на родину, где вскоре погиб.
Через 5 лет после смерти датского короля Кнута Великого народная любовь к св. Олафу сделала королем Норвегии и Дании его сына Магнуса Благородного. Это завершило процесс христианизации викингов, и в Скандинавии начался "золотой" век мира и процветания.
Св. Олаф считается покровителем не только Норвегии, но и скульпторов, так как именно его почитание породило новое искусство - скульптурную деревянную иконографию. Скульптурная икона быстро распространилась в Норвегии, в Нормандии, на Руси и в Византии, где в то время в армии и дворцовой страже служило много норвежцев. Потому появление здесь в это время скульптурных икон неудивительно.




Странно, что "открытая" в 1923 году Н.Н. Серебренниковым на севере Пермского Края многовековая художественная культура деревянных скульптур Православных святых, была приписана каким-то коми-пермяцкой языческой традиции и "Золотой Бабе", породившей уже в наше время развесистую, елово-пихтовую аллюзию с Италией.
"Золотая Баба", конечно, была и даже дала название одной из фино-угорских народностей - зырянам (на языке коми "Золотая баба" звучит как "Зарни ань"), но ее единственным достоверным описанием являются норвежские саги о походе в Биармию (Пермь) для покупки мехов в 1023 г будущего убийцы св. Олафа Торера-собаки, который эту самую Зарни-ань, ничтоже сумняшеся, украл, а золото перeплавил. Это доказывает, что связь между Норвегией и зырянами существовала, и в дальнейшем христианизация не могла удержать норвежцев от путешествий в соболиные места. Хотя викинги не всегда были дружественно настроены к местным, став ревностными христианами, они не могли не вырезать в этих путешествиях статуи Олафа и других святых.




Неспособность искуствоведов-первооткрывателей увидеть связь пермской Православной скульптуры с норвежской скульптурной иконографией необъяснима, если не знать, что одним из первооткрывателей был И.Э. Грабарь, и что в 1923 г комсомольцы-иконоборцы рубили статуи Пермских Святых топорами и жгли их на кострах. Конечно, в то время академику Грабарю, спасителю русской иконописи, живописной и скульптурной, оглашать связь великолепных произведений искусства с культом древних святых было ни к чему, как и наличие доказательств того, что христианизация Руси шла не только через Византию, но и через Норвегию и Великую Пермь. Опять Святая Ложъ? Слава Богу, эти произведения литургического искусства были сохранены для России, но в наше время, когда налицо свершившийся захват язычеством и гностицизмом пустого места, где должна была находиться Православная ученость, требуется расчистка смысловых завалов, в которых повинна "святая ложь"

Запад, история, Православие, конспирология, культура, католичество, искусство

Previous post Next post
Up