Толковая Палея XV в.

Apr 26, 2013 13:22


Взято у ortheos

Начал читать сию Толковую Палею XV века ("издание" 1408 года - написана еще при св. Сергие Радонежском, но не на Руси, а в Византии, и скорее всего - намного раньше). Вроде как, ссылается на святых отцов, но как у нас водилось на Руси - абсолютно без всякого ссылочного аппарата. Есть прелюбопытные предания. Никак не оцениваю их истинность или ложность, просто привожу.



1. Падшие ангелы составляли отдельный, X-ый лик.

2. В книге Иова написано, что Творец землю повесил ни на чем. Наши современные толкователи выводят из этого места современное представление о положении Земли в космосе - не спорю, но в Палее более глубокое толкование: "ни на чем" - не в смысле, что "нет трех китов", а в смысле: бытие Земли не поддерживается никакими тварными законами, а напрямую - Божественным Словом. "О земли же убо в Иове пишет , глаголя «Повешей землю ни на чем» - учит же ны ничтоже помышляти под нею исподи - ни стихия, ни планиды [здесь - не планеты, а случай или гороскопы], ни ино что, но все повинуяся Божественному законному повелению. Подобно же сему и Давид певец рече в CIII псалме, «Основавы землю на тверди своей». Виждь убо, яко вся свидетельствующу Богу, яко основаней быти и содержатися Божиим повелением".

3. Есть святые ангелы, управляющие морозом, снегом, мглой, туманой, отдельный ангел - на гром и отдельный - на молнию, по ангелу - на зиму и лето, и даже - ангел тьмы (в смысле: не сатана, а святой ангел, управляющий тьмой, как отсутствием видимого света. Таким образом, по Толковой Палее, зря дети боятся темноты - ею тоже ангел управляет).

4. Любопытное свидетельство о том, что "эволюция" - это не современное научное измышление, которого не было в древности, и потому, мол, святые отцы никак не могли с ним спорить. Вот текст: "Тем убо глаголет великий Моисей, да возразит богохульныя уста, и вразумят, яко не о собе все самородено бысть, но здание Владычнее являет".

5. Произрастание растений без семян и без солнца есть прообраз бессеменного Рождества Христова (поэтому и читается паримия из Бытия о сотворении на Рождество).

6. При том, что есть ангел облакам, Палея Толковая прекрасно знает о круговороте воды в природе: "Воздушным убо водам море есть источник, греемое лучею солнечною, и собирает тенесть воденую и воспарением мглы, мгла же та, вознесена на высокия места бывает от облачного стеня остужаема в дождь претворяющеся и сходит на землю. И се яве есть: аще кто наполнит сосуд воды ти подгнещивает огнь под нь [кстати, славянское выражение "вонь" - это не слово "в-онь", а слово "во-нь", от древнего "в ни"], и долга варима водою пара та исходит. Тако убо егда воспарит теплотою Солнце и привлачает воду на воздух или от источник или от рек, или от невидимым текущи волы, воспарением привлачая воду на воздух, и воздуха доблестью охлаждается."

7. Также Палея знает о фильтрации воды в горных породах. "От начала морскаго под землею грядет вода, тескующися и приражающися по узким местам, да того ради горесть и сланость оставляет, исысаема перстию, тонка и потребна исходящи является."
Нехило для "мракобесия" XV века, учитывая, что даже до Фрэнсиса Бэкона еще 100+ лет.
Нет, определенно, фраза "иссасываема перстью" по сравнению с "фильтруется породой" звучит, как каденция Баха по сравнению со стуком молотка по водосточной трубе.

8. Безбрежная тьма космоса, по Палее - это тень от "тверди", за которой сияет тот самый немерцающий свет первого дня.

9. Знамения и сроки, для которых были созданы солнце и луна - это спасение людей через Христа.

10. Фазы Луны - это знамение человеческой жизни. Рождение, возрастание в смерти, угасание и смерть - затем, воскрешение. Справедливости ради стоит сказать, что в буддизме луна тоже символ, но не воскрешения, а переселения душ.

11. К слову, о системе Птолемея: "молвят же некие баснословцы, яко под землею течет солнце и со звездами. Иже бо древле создавше столп на высоте бывша и в суете ума своего соблазнишася, видевша светилника и звезды, ова убо обращающая, мнеша клугрообратну быти небу. Ин писание же не тако учит, ин тому самому небу никакоже движиму от восток к западу, ни круглообратней быти тверди... Рече бо писание - звездам и светилникома по воздуху словесными силами течение совершати."

12. Ангелы не изначально занимались движением солнца и луны, но - после грехопадения человека, поскольку "автоматика" отказала, и занимаются - ради человека. После воскресения и возвращения вселенной в первоначальное состояние, ангелов освободят от управления материальным миром. "Тварь свободится от работы истления" означает, что "в скончание свободятся ангелы от работы службы тоя, юже творят ангели человека ради". "Якоже и Сам Господь в Евангелии о скончании рече: «Тогда убо силы небесныя двигнутся и звезды, яко листвие падут с небесе на землю». Силы небесныя ангелы нарицает, а еже двигнутися им от службы их - свобоженым же бывшим ангелом, движущым звезды, пасти, рече, звездам на землю".

13. Звезды не просто для красоты. Одни направляют перелетных птиц, другие служат таинственным указателем рыбам, третьи - для гадов.

14. Солнце огромно, имеет три миллиона стадий в ширину. Планеты тоже огромны, а кажутся маленькими по причине большого расстояния.

15. Падающие звезды - это не сами звезды, а облака, загорающиеся от звезд.

16. Сатана пал в день творения Солнца, луны и звезд. Он был главным над X-ым чином ангелов, который был выше всех - до Михаила. Фактически, восстание ангелов против Бога - это восстание "элиты". Пал он, увидев прекрасную вселенную без жителей и захотев забрать ее себе.

17. Одни демоны пали в преисподнюю - они ничего не слышат и не знают. Другие пали на землю - эти искушают людей. Третьи повисли в воздухе - эти устраивают мытарства.

18. Люди сотворены, чтобы составить новый, X-ый чин, названный "человеколюбивым".

19. Как кукушка подкладывает свое яйцо в чужое гнездо, так и апостолы подложили Евангелие в гнездо язычников.

20. "Есть же в человецех бесерменский язык, понеже ересью Бахмита (Магомета) своего объяти суще, оставляют подружия (жен) своя и сами себя убо содомски смешают, того ради чистят свои оходы (слово-то какое!) паче лица и сердца".

21. Четыре вида отречения от своей воли: мученичество, пустынничество, общежительная жизнь в монастыре и венчание на царство.

22. Почему Бог не благословил растения, звезды, твердь, море? Потому что им не угрожало ничего после грехопадения человека. А живые твари благословлены в предведении несчастий, которые им причинит человек (как противоядие от них).

23. Человек был сотворен последним, поскольку вселенная была домом, который готовился для него.

24. Творец устроил Совет в Троице перед сотворением человека "Сотворим человека" (а ангелов творил без совета) так как уже знал, что Слову надо будет воплощаться в человеческую природу. То есть, как я понял, особый совет понадобился для создания отдельного "интерфейса" для воплощения, который и позволяет каждому человеку стать Его домом. Еще до падения Он превращает последствия падения в особый дар.

25. Чуден Советник из книги пророка Исайи - это Слово, с Которым Отец советовался при сотворении человека. Удивительно, как складывается мозаика Рождественского богослужения, учитывая, что сначала - паримия на сотворение человека, а потом на повечерии - "Чуден Советник".

26. То, чего хотел диавол, - власти над сотворенным Богом миром - Господь вручает просто так самому последнему из Его творений - человеку. Отсюда лютая ненависть и зависть диавола по отношению к человеку.

27. Бог сотворил сначала мертвое тело, потом вдохнул душу (в противоречие святым отцам, например, св. Серафиму, который говорит, что тело было живое и одушевленное).

Православие, Палея

Previous post Next post
Up