И снова о наследии

Mar 16, 2013 07:00


И без того много говорено о том влиянии, что оказало христианство - прямо или опосредствовано - на становление и развитие западных и некоторых восточных цивилизаций. Неучи могут этого и не знать, но для них буквари и сушествуют. Напомню о важнейшем: личность - пожалуй, высшая ценность в современной западной культуре, на основе которой и создавались другие важные культурные и цивилизационные понятия. Уверен, что этот вопрос не требует разъяснений ввиду своей очевидности, однако...

Атеистам, язычникам и другим врагам христианства не мешало бы задуматься: а не выставляют ли они себя на посмешище, используя исключительные плоды развития христианской культуры и в то же время отвергая истинность этого вероучения? Ведь современный человек мыслит о себе и окружающем мире, применяя специфичные базовые понятия, выработанные христианскими богословскими школами, простейший тому пример - личность.



В современных словарях в статье под этим названием происхождение понятия обычно выводится от persona, маски - в древнегреческом театре. Однако, это мнение основывается на западной традиции в ущерб истине, что легко доказывает смысловое несоответствие: "маска", "личина" отображает лишь социальную роль человека, его общественную репрезентацию. Современное же понятие личность имеет совсем иную наполненность (впрочем, в латинских языках термин person остаётся обозначением личности - это понимание в западной традиции приоритетно).

До появления христианства никакой "личности" не было вообще. То есть было слово "персона", обозначавшее социальную функциональность человека, но, представляется сомнительным, что современный человек удовлетворился бы таким контентом понятия "личность". Настоящий, известный нам смысл это слово приобрело только в IV в. благодаря учению Великих каппадокийцев. Обновленное понятие "ипостась" (основа, суть) открыло новую веху в науке о человеке.

Новое понятие, применявшееся для наименования каждого из трех Лиц Божественной Троицы, переносилось и на обозначение новой единицы: раба Божьего, восходящего к обретению сыновьего достоинства - раскрытием в себе образа Божьего.
Так, уподоблением Господу - достигая обожения, христианин находит соответствие самого себя Божественной Единице, Личности. В Господе обретается полнота, мир душевный и радость - только в личностном прогрессе человек придает смысл своему бытию.

К сожалению, сегодня сильны атеистические суеверия, зачастую люди, причисляющие себя к интеллектуальной и даже духовной элите общества, предпочитают обсуждать проблемы современности в светской терминологии. И всё же базисные определения зачастую сохраняют свой смысл.
В психологии "личность" - это субъект автономной активности (внутренней и внешней; прежде всего - сознательной деятельности), носитель относительно устойчивых качеств и характеристик, активный участник социальных взаимоотношений.
Хорошо бы еще помнить и о том, что соответствовать этому понятию можно лишь по мере приближения к Господу, просвещаясь Светом Божественным, в росте и укреплении внутреннего человека.

(Примечательно, как проблему игнорирования основного смыслового содержания видел А. Тойнби, достаточно далёкий от религиозной увлеченности ученый:
«как бы ни был узок горизонт «дикаря», душа его живет и движется в сверхчеловеческом измерении, которое современный гуманист упорно исключает из своего рассмотрения. Гуманист намеренно концентрирует свое внимание на чисто человеческой сфере жизни, которую он отрывает от духовного контекста. Исходя из ложного постулата «человек - мера всех вещей», исследователь теряет контакт с реальностью. Единство человечества не может быть установлено иначе, как в рамках единства сверхчеловеческого Целого, в котором человечество всего лишь часть».)

психология, думается, Православие, личность, Христианство

Previous post Next post
Up