СВОБОДА ИЛИ... НАУКА

Mar 13, 2013 08:42


"И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:2).



Один из важнейших для личности вопросов - это вопрос о свободе и необходимости. Решение его требуется совершенно безотлагательно и непременно происходит в нас независимо от совершения акта декларирования рационально оформленного постулата личного кредо. Без этого никуда - понимание, или скорее, чувство свободы живо в каждом человеке, но конечно - неоднозначно и своеобразно. Этим внутренним чувством мы руководствуемся очень часто, впрочем как и другими принципами мировоззрения, но как-то обычно не задумываясь, в исключительных случаях - претерпевая явную внутреннюю борьбу. А вот как отражена эта убежденность в сознании - вопрос другой.

Не так давно на страницах ЖЖ обсуждалась проблема умственной деградации современного человека в условиях постмодернистического общества, перенасыщающего сознание индивидуума малозначащей для него информацией и лишающей его фундаментальных, личностно необходимых знаний - Ortheos .

К сожалению, ввиду тотальной "занятости" современного человека, многие отношения с явлениями внешнего мира ему приходится принимать на веру, особо не раздумывая: "свобода" - хорошо, "рабство" - плохо, "наука" - хорошо, "террористы" - плохо, "научный детерминизм" - ... следует заминка, и чтобы совсем добить: "научные террористы" - ... тут происходит сбой системы.

Краткий экскурс в историю.
Догмат об абсолютном господстве необходимости во вселенной был утвержден в античной философии Демокритом, в период надлома и социального распада эллинской цивилизации: «Необходимостью, предопределены все вещи, которые были, есть и которые будут». Правда, вскоре жесткий детерминизм атомистики (модели подгонки всего сущего в русло заранее заданного неизменяемого всеопределяющего движения атомов) был смягчен Эпикуром, допускавшим произвольные отклонения атомов от предписанного им поведения. Таким образом он вводил в закономерность бытия элементы спонтанной случайности, прежде всего - для нравственной сферы. Мораль Эпикур считал немыслимой без свободы.

Как утверждает Тойнби, догматическая вера в Необходимость была заимствована астральной философией правящего меньшинства распадающегося вавилонского общества, которое "распространило астральный детерминизм также и на движения человеческих душ".

В современной научной мысли всецело господствует демокритовское кредо физического детерминизма. "Власть Необходимости некоторые западные психологи распространили и на процессы духовные. Последователи этого направления отрицают существование души как самодетерминирующегося целого. Опьяненные первыми успехами в попытках проанализировать психические процессы, они попытались распространить сферу власти Необходимости на все духовные проявления" (А. Тойнби).
Впрочем, не стоит сетовать. Разве уместен разговор о свободе среди безбожников, верующих в процессы разложения дохлого чудовища (почти по Лосеву)? Вот и я говорю, что тотальный детерминизм - последовательно для атеистов.

Интересно, что во всех мировых религиях актуален принцип жесткого детерминизма: в исламе - с его фатализмом, в индуизме - как кармической религией и в буддизме - как учению, всецело полагающемуся на силу причинно-следственных связей.

И только последователи Христа в высшей свободе во Господе могут разорвать иллюзорную цепь взаимосцепленных моментов бытия, тянувшуюся из прошлого и подчинявшую его влияниям настоящее. В покаянии обновляется внутренний человек, торжествуя с Небесным Царем победу, в акте синергии "растворив" свои представления о собственной свободе и божественной необходимости. «Ибо как по Божиим мерам отмеривается мера нашей жизни; так по мерам жизни отмеривается и Божия мера»
(Свт. Григорий Богослов).

Лишь бы не соблазниться нам, братия, полученной свободой и не увлечься чуждыми Церкви учениями, чтоб не увлекло нас желание "валяться в грязи", и не вышло, как сказал о том М. Волошин: "Вчерашний раб, уставший от свободы,
Возропщет, требуя цепей..."

ПОМИЛУЙ, ГОСПОДИ

думается, наука, культура, личность, Христианство, религия

Previous post Next post
Up