Коротко о том, как либердем стал культом для западных левых

Aug 02, 2022 10:27


В чём была притягательность коммунизма как идеи в XIX - XX веках? Особенно для интеллигенции, которой, как правило, голод не грозил, а собственное положение в обществе было приятно-возвышенным над массами «простонародья». В первую очередь в том, что этот проект был (ну или казался, тут вы можете не соглашаться) способом решения проблемы «человек человеку - волк». Мир во всём мире, спасение человека от отчаянной борьбы за выживание (нищеты, голода, рабского труда), свобода творчества - вот что видела даже западная интеллигенция в коммунизме, во многом аж до 60-х годов прошлого века.

Именно это, а не сухая теория прибавочной стоимости Маркса или же материалистический взгляд на развитие истории, привлекало многих интеллектуалов в ряды левых.

Когда же сама идея в результате длительной пропаганды т.н. «кровавых преступлений коммунизма» (будь то сталинизм, маоизм или любой другой -изм) утратила свою привлекательность для интеллигенции, сработал принцип «свято место пусто не бывает». На место коммунизма встала другая идея, как сделать мир во всём мире и внутри общества - назвавшаяся «либеральной демократией». Небезызвестный Ф. Фукуяма даже успел провозгласить «конец истории» после распада советского блока. Мол, всё лучшее уже сделано, общество на пике своего развития, где навсегда и останется (привет диалектике).



От коммунизма эта идеология заимствовала мечту о мире без войн и бедности. Но в отличие от коммунизма, существует она не на строго научной базе (пусть даже с зияющими недоработками и отдельными ошибками), а на базе эмоциональных лозунгов в духе «свобода, (гендерное) равенство и братство», давным-давно опровергнутых гипотез вроде саморегулирования рынка или благотворности неограниченной свободы личности, да ещё колоссальной по масштабам лживости и затраченных ресурсов пропаганды кровавых преступлений коммунизма.

Вполне чётко понимая, что без масштабнейшего преувеличения кровавости того же сталинского режима коммунизм запросто может вернуться на арену идей. Ведь в отличие от него, либердем реально-то никакой нищеты не устраняет, люди по-прежнему отчаянно выживают, просто эта нелицеприятная часть бытия в основном смещена в третий мир, ставший частью системы в эпоху империализма.

Да и мир во всём мире - после краха СССР и ОВД войны начались сразу же. И на развалинах Союза (началось ещё при его одряхлении, а с 1992 года расцвело пышным цветом), и в Европе (Сербия), и тем более в третьем мире, про который современная интеллигенция вспоминает только в удобные ей моменты. Ирак и Ливия, Афганистан и Сербия, Йемен и Сирия, и перевороты, перевороты, перевороты.

Но пока «всеобщим знанием» является то, что Сталин умертвил не то 60, не то 100 миллионов людей с 1930 по 1953, на этом фоне несколько миллионов умерщвлённых либеральными демократиями за 30 лет кажутся незначимыми...

Мелочь правда, что циферки про Сталина преувеличены раз в 30 - 60, но это же незначительные детали?

Previous post Next post
Up