Виктор Мараховский про современный нарциссизм

May 08, 2023 18:58

"Уязвимые (или скрытые) нарциссы» куда тоньше, чем глупый блистательный психопат из кино. Они прекрасно умеют демонстрировать всё, что угодно. Они умеют выглядеть мимимилашками, скромными, добрыми и услужливыми. Они могут и любят подставлять жилетки под наши рыдания (но всё, что мы в них нарыдаем, будет использовано против нас). Они могут даже одаривать нас ради контроля (не обязательно чем-нибудь действительно ценным - главное рассказывать нам, как высока ценность их даров). Они могут проявлять показную заботу - а поскольку кроме показа в них ничего и нет, то эта забота демонстрируется ими также и самим себе. И они ей верят."

"Главная суперсила «нарцисса» не в том, что он как-то по-особенному коварен, хитёр и просчитывает злодейские свои планы на
десять ходов вперёд. Главная суперсила его в том, что он ухитряется не испытывать вины и раскаяния, когда обстоятельства ясно сигнализируют ему, что он виновен и должен раскаяться. Он отлично умеет вопить при случае «прости меня прости прости». Просто это для него всего лишь экстренная поведенческая мера. Что-то вроде пожарной команды, которую срочно нужно вызвать на место разгоревшегося бунта контролируемой жертвы и залить всё пеной. Хороший, качественный «нарцисс» умеет так мастерски извиниться перед жертвой, что та по итогам будет чувствовать себя саму глубоко виноватой за страдания, испытанные извиняющимся.

Нарцисс вполне в состоянии помогать - если может извлечь из своей помощи самооценку, если может перегнать свою помощь в топливо для статуса. Самые неприятные типы, которых лично автор этих взволнованных строк встречал в своей жизни, кстати, довольно упоённо занимались благотворительностью - впрочем, не по евангельской формуле «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». Наоборот: они были организаторами благотворительности, они вывешивали отчёты и призывы в своих сетях, они собирали на добрые дела.

Гипотетический «нарцисс», прочитавший про нарциссов и испытавший боль, и решивший жить иначе - это маленькое чудо. Если он испытал боль и вину за то, что обманывает и использует мир - значит, в нём родилось раскаяние. Значит, с ним случилась метанойя, перемена ума. Значит, он впервые захотел - пусть неуклюже, неумело, по-младенчески - перестать выглядеть и начать быть.
...Если мы смотрим на себя в зеркало по чесноку, то даже в лучших своих поступках видим основания для раскаяния. Признаться
себе в том, что ты делаешь добрые дела не потому, что паинька и хороший, а потому, что «нарцисс» и повышаешь себе таким образом внутренний балл - больно, стыдно и всё такое. Но это правильно.

К сказанному остаётся добавить, что «нарциссизмом» в той или иной степени страдаем мы если не поголовно, то в большинстве. Более того: великий XX век, освободивший нас от химер прежних нравственностей и насовавший нам в панамку новых прекрасных певчих змей, в стиле АСМР шепчущих нам какие мы клёвые - сделал нас куда более «нарциссичными» в нашей культуре повседневности, чем прежде.

Иначе говоря - мы все обучены быть «нарциссами», качественно или не очень. Мы смотрим на жителей предыдущих веков и считаем, что они были какими-то мазохистами, одержимыми самоуничижением (на том основании, что они постоянно каялись, причём ладно бы в делах, так ещё и в помыслах и чувствах).

Рискну предположить, что они имели просто больше культуры внутренней честности, чем мы.
И в частности - знали простую истину: мы не являемся ни ходячими офигенчиками, ни Очень Важными Персонами, ни своими сиятельствами. Мы не цари и не повелители Вселенной. Мы даже не умницы, достойные всего наилучшего. Мы просто очень хотим всего наилучшего - и практикуем миллионы способов мутить, хитрить и добиваться его, обосновывая свои притязания."

"С утверждением «я важная личность» соглашались 12 % подростков в 1963 году и 77-80 % в 1992 году. Недавно изданные книги содержат более эгоцентричный язык по сравнению с более ранними. Личные местоимения «я» и «меня» употребляются чаще, чем «мы» и «нас». Более того, в период с 1960 по 2008 год увеличилось использование нарциссических фраз, таких как «Я офигенен»".

hillaine. Интересной показалась мысль, которая раньше маячила на границе сознания, но до сознания так и не доходила: между обычным человеком и нарциссом нет существенной разницы. Если современный человек не нарцисс, и окружающие для него не ресурс, не зеркало и не способ поднять самооценку, то это большая редкость.
При этом, мне кажется степень нарциссичности, эгоцентричности куда легче уменьшить чем степень невротичности, например. Просто как-то не принято уменьшать - принято припудривать и напомаживать, скрывать духами как вонь, а не мыться. И терапия, скажем, мне кажется в этом очень ограниченно помогает, она же тоже циклит человека на самом себе, вместо того чтобы помочь ему стать частью целого, мира, она (просто по форме проводимой работы) держит его в центре его вселенной. Остальные выступают лишь как отражения отражения.
Прошаренный нарцисс научен ближних не кушать, а взаимовыгодно с ними обмениваться... Ну наверное это меньшее из зол, хотя от здоровья кмк всё равно очень далеко.

pirat_ponevole. Вспоминается знакомая девушка, которая откровенно гадко себя вела. Говорила, что она понимает, что не права, но не осознаёт этого. Главным там было: и не хочу осознавать. Исходя из картины: мир плохой, поэтому либо ты пользуешься людьми, либо они тобой. Ничем не сдерживаемая конкуренция. В этом плане бесполезно чувствовать себя жертвой рядом с такими людьми, их надо принуждать к осознанию, помочь перестать им быть бессердечными сволочами. Иначе сам начнёшь считать, что мир плохой, раз такие люди делают, что хотят.

В мире нарциссов очень невыгодно ощущать себя подлецом, то есть ты виноват, а другие, которые делают то же самое, значит, нет. Это же несправедливо, они будут добиваться целей, а я буду заниматься своим психическим здоровьем, терять в это время возможности, время, карьеру, отдых, другие радости жизни.
Поэтому я как-то не особо верю, что люди в массовом порядке будут выбирать здоровье, а не нарциссизм. Тут нужен большой заряд идеализма, чтобы добровольно на долгие годы лишить себя радостей жизни.
В природе особь начинает болеть и другим образом страдать, если отвергается стаей. Это очень больно. То есть для того, чтобы не быть нарциссом в нарциссическом обществе и не пострадать от этого, нужны определённые психологические практики, культурная автономия. В Китае как альтернатива конфуцианству возник даосизм, в Индии как альтернатива индуизму буддизм, христианство играет такую роль для европейских народов, также различные философские течения.

actualidad

Previous post
Up