Кто умножает познания, умножает скорбь.. (или Екклесиаст в прочтении доктора поликлиники)

Nov 06, 2012 21:11

 
et qui addit scientiam, addit et laborem 
...
17. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа;
18. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
-----------------------
Екклесиаст, Мудрость и Удовольствия, Глава 1, стих 17,18.

Доктор, а теперь объясните мне почему, я должен (должна) знать результаты анализов (тестов, обследований), в связи с чем, откуда это взялось, и почему этого раньше не было, а теперь появилось?!
Подождите, доктор,

я записываю ваш диагноз, а дома поищу в интернете (ТВ, радио, журнале). Доступ пациентов ко всей их медицинской документации связанной с результатами лабораторных, инструментальных или рентгенографических исследований оправдан пожалуй разве только в рамках эксперимента. Степень недовольства пациентов тем фактом, что получить полную информацию о состоянии и функционировании их организма от врача чаще всего невозможно колеблется от тихо-скрываемой до возмущенно-скандальной. Однако, как показывает практика, это меньшее зло, нежели открывать рот и вступать в длинные объяснения-дискуссии, пытаясь объяснить напуганному пациенту откуда у него взялись множественные протрузии, что такое очаги глиоза и как жить дальше с дистрофическими изменениями миокарда.
Кроме того как известно пациенты, которые имеют доступ к полной информации медицинского характера, как правило, не способны её адекватно интерпретировать, и либо недооценивают ситуацию, либо переоценивают, накручивая тревожность. Справедливости ради надо отметить, порой субъективно пациент может чувствовать себя более удовлетворённым, особенно если у доктора правильно подвешен язык и он способен находить доступные синонимы для изложения патогенеза. Чего нельзя наверно сказать о враче, вынужденного тратить значительно больше усилий и собственного времени на «лекции» своему пациенту.
Как итог, расхожую фразу, - да я знаю о своем заболевании больше некоторых врачей - приходилось слышать многим коллегам.
Есть разновидность когнитивного искажения известного под названием эффект Даннинга-Крюгера заключается в том, дословно "люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации". Любопытно, что Даннинг получил антинобелевскую премию за это "открытие" еще в 2000 году. Это касается любой сферы деятельности.



Как видно на графике, уверенность в собственной компетентности до определенной степени обратно пропорциональна объективным знаниям. Иными словами чем я уверенней в своей грамотности и квалификации выше самооценка собственных знаний тем меньше вероятности что это найдет отражение в действительности. Готов поспорить, если бы Дэвид продолжал исследования и дальше, то линия Percieved Ability на графике со временем начала бы клониться вниз тем сильнее чем больше бы увеличивались Знания исследуемого индивида. Но боюсь мне возразят - репрезентативность выборки будет недостаточна из-за резкого сокращения респондентов, которых можно разместить в верхней части шкалы Actual Test Score. И потом не уверен что они с коллегой правильно выбрали критерии и меру оценки на этой шкале, если только они не исследовали степень тождества человеческого мозга и способности компьютера к запоминаниям и вычислениям.
Теперь попробуем оправдать самоуверенных зазнаек. Понимание и объективная оценка себя - задача не из легких, считает Даннинг, и правда, очень трудно определить то что я не знаю, если о существовании этого я не имею ни малейшего понятия, а уж тем более оценить меру некомпетентности и объем непознанного. Подобно тому как растет протяженность границы окружности, которая включает мои знания с неизведанным, приходит больше понимания как много еще необходимо постичь. Линейное расширения круга (объема/шара) накопленных знаний не может быть бесконечным. Рано или поздно если сохранять стойкую мотивацию к познанию рамки своего "Круга" придется разорвать чтоб выйти за них и слиться с познаваемым, подтверждая ряд аспектов философии бутстрапа.
В меру зрелости на это обречен по видимому каждый (лирическое отступление).
Объективной самооценки, как утверждают, не существует, необходим некий фидбэк. Мы оцениваем себя на фоне декораций, но в целом почти все изолированно оценивают себя чуть выше среднего, так "мною думает" мое сознание. Даже когда мотивация к объективной оценки себя в ходе исследования была подогрета $100 и люди искренне хотели быть не предвзятыми по отношению к собственной персоне - результат не изменился.

Вывод: Неспособность людей к оценке уровня собственных знаний и компетентности может являться причиной многих бед. Люди, которые обделены компетентностью и талантами в определённой сфере, как правило, не могут признать таланты или здравые идеи других, ведь у них нет этих свойств по определению.

Возвращаясь к началу - "во многой мудрости, много печали", или иными словами curiosity killed the cat (любопытство убило кота).

Навеяно из источник №1источник №2источник №3, источник №4, источник №5

Previous post
Up