6 миллионов

Dec 23, 2009 23:16


Итак. Как всегда, тяжело собрать мысли в кучу и облечь их в пристойную форму.
В понедельник посмотрела "Список Шиндлера" Спилберга и "Пианист" Романа Полански. Оба фильма про эксплуатацию и уничтожение евреев во время Второй Мировой. Однако фильмы не сопоставимы по силе и глубине, Пианист далеко позади Шиндлера. Оба фильма поставлены по записям очевидцев, и уже на стадии сюжета разница заметна.
Список - черно-белая психологическая драма, главный герой (в исполнении Лайама Нисона) крайне незаурядная личность, это не примитивно положительный персонаж "за евреев", а клубок противоречий. С одной стороны, он любит деньги, в поисках наживы использует все, что подвернется под руку, в том числе труд лагерных евреев, с другой стороны, он бескорыстно отдает деньги за них, чтобы они не попали в Освенцим (Аушвиц), самый страшный "лагерь смерти" на территории Польши. С одной стороны, он любитель женщин, машин, хорошей еды и выпивки, словом, жизнелюб, а с другой стороны, он рискует своей жизнью, своим положением, всем, показывая свою симпатию к евреям и в конечном итоге спасая их жизни. "Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир". Кольцо с такой надписью подарили ему спасенные им люди, перед тем, как при наступлении Советской армии, ему, фабриканту, члену немецкой нацистской партии, пришлось бежать, как преступнику. (Позже Шиндлера, реальную историческую фигуру, евреи провозгласили Праведником Мира, одним из тех, кто помог выжить нации.)
Еще одна яркая личность из Списка - немецкий офицер Амон Гёт, в исполнении Ральфа Файнса. Фашист, зверски жестокий психопат, весь фильм убивающий евреев направо и налево. Однако он привязался, по-своему, не только к Шиндлеру, который мог на него влиять, но и к еврейской девушке, которую он взял прислугой. В фильме есть ряд очень сильных сцен с его участием. Например, когда Шиндлер разговаривает с ним о том, что величие и сила - это на самом деле возможность помиловать, а не убивать. Наутро, вместо того, чтобы убить в чем-то провинившегося пленного, он говорит "Я прощаю тебя" и сопровождает эту фразу царственным жестом. Или, например, когда он ведет диалог за двоих со своей прислугой, Хеленой Хирш: он рассуждает о том, что, хоть она и еврейка, но он не может поверить в то, что это глаза, волосы и плечи "крысы", как презрительно называли иудеев фашисты. В итоге он ее избивает, потому что не может позволить себе проявить слабость. Ральф Файнс со своим необычным лицом, в котором есть что-то порочное, великолепно сыграл этого подонка, мерзавца и попросту маньяка. В фильме есть сцена, где он хочет убить старика, но его пистолет дает осечку за осечкой, сцена жуткая и одновременно комичная. В конце фильма Амона вешают, как совершившего преступление против человечества, причем стул из под его ног пытаются выбить несколько раз. Эта параллель показывает недостойную жизнь и смерть, лишенную всякого достоинства.
/* Меня поражает то, насколько разные фильмы снимает Спилберг. Факт, что он тянул со съемками Списка лет десять, причем пытался передать его Роману Полански, Сидни Поллаку и даже Джеймсу Кэмерону. В итоге ему дали добро(бюджет), но перед этим он должен был снять Парк Юрского периода(!!!!%). По его собственным словам, он не смог бы снять Парк после Списка. */

Пианист - фильм совершенно иной. Он гораздо мягче по сюжету, так как главный герой, музыкант, все время прячется. Есть и кадры самого знаменитого восстания евреев, Варшавского, но пианист не принимает в нем участия, он смотрит со стороны, прячась в квартире.
Этому интеллигентному еврею-пианисту нечего было делать, кроме как прятаться, ибо бороться было не в его силах. Ему помогали хорошие люди, кажется, поляки, но не было в фильме никакой более-менее четкой сюжетной линии об отношениях главного героя с этими людьми. Ему даже помог немецкий офицер, который потом сгинул в русском плену. В общем-то, фильм о том, как жестока была расправа, как несчастны были даже те, кому удалось спастись и каких мук это им стоило.
Именно такие фильмы я считаю нудными, так как в них не хватает изюминки. Они очень правильны, даже сентиментальны, эти фильмы, но после списка Шиндлера этот фильм не произвел на меня практически никакого впечатления.

Вспомнила, что где-то полгода назад смотрела фильм "Побег из Собибора", про единственное успешное восстание и побег евреев из концлагеря. Помню сюжет смутно, но, кажется, фильм неординарный, не из серии нудных. Заключенные очень тщательно планировали побег небольшим количеством, но план просочился в остальную массу евреев, и в итоге им пришлось придумать, как убежать всем. Возглавлял восстание русский еврей, военнопленный одновременно. Помню, что атмосфера в фильме была жутко тревожная, и сюжет держал в напряжении. Помню, что я плакала, когда им всем удалось перебить охрану и сбежать. Кстати, и над Списком Шиндлера я тоже рыдала))))

P.S. 6 миллионов евреев было убито во время Холокоста, истребления евреев нацистами. Шиндлер спас только тысячу, сколько смог, но спасенные им считают, что он спас 6 тысяч, включая их потомков.

films

Previous post Next post
Up