Наследие мальтийского ордена.

Jun 09, 2010 20:39



В Петербурге есть великолепный концертный зал, как будто спрятанный от глаз посторонних. Говорят, это один из пяти самых красивых концертных залов Европы. Находится он на закрытой территории Воронцовского дворца, где расположено Суворовское училище. Там в глубине, за парадным фасадом дворца, во внутреннем дворике с расчерченным плацем для построений курсантов стоит красное с белой колоннадой здание Мальтийской капеллы, увенчанное мальтийским восьмиконечным крестом. Это бывший католический храм мальтийских рыцарей, строгий снаружи и с пышным убранством внутри.

Когда Наполеон изгнал рыцарей с Мальтийского острова, Павел I приютил орден в России, принял под свое державное покровительство, пожаловал капитулу бывший Воронцовский дворец, приказал выстроить Мальтийскую капеллу, а сам был провозглашен Великим магистром. И даже внес мальтийский крест в российский государственный герб и на гвардейские знамена. После его убийства приемник Александр I отказался наследовать звание Великого магистра, убрал крест из герба, дворец вернул в казну, а в 1817 было высочайше объявлено, что «орден в Российской империи более не существует».

С 1810 по 1917 на территории дворца находилось самое элитное военно-учебное заведение Императорской России - Пажеский Его Императорского Величества Корпус. Любопытно, что символику он перенял у мальтийского рыцарства. Эмблемою пажеского корпуса стал белый эмалированный мальтийский крест. По окончании корпуса пажи получали значок - мальтийский крест и кольцо с наружной стальной частью и внутренней золотой, на которой был выгравирован девиз мальтийского ордена «Ты будешь тверд, как сталь и чист, как золото». С 1955 в Воронцовском комплексе разместилось Суворовское военное училище.

Возможно благодаря этим традициям некий отсвет закрытости и посвященности передался нынешнему концертному залу. Рекламы практически нет, билеты приобретаются непосредственно перед концертами на контрольно-пропускном пункте училища. Публика, тихо пошелестев в тесной проходной под ласковым взглядом бронзоволикого Суворова, просачивается через вертушку на территорию комплекса.

В самой капелле на правых хорах находится орган немецкой фирмы Walcker. Слушатели сидят внизу. Другие музыканты (скрипачи, альтисты, виолончелисты) обычно располагаются перед публикой под запрестольным образом Иоанна Крестителя, среди живых цветов и мерцающих огоньков свечей. На левые хоры можно подняться по узенькой казематного вида лестнице прямо под капители колонн и свисающие на цепях светильники. И наслаждаться теплым мягким звучанием столетнего органа, наблюдая игру органиста на противоположных хорах. Оттуда я вчера сделала пару снимков.

А попадают в этот удивительный мир, кто бы мог подумать, через скромную дверку проходной СВУ в обшарпанной стене дома на Садовой улице, открываемую по звонку посетителей. Словно в известный сказочный театр через нарисованный очаг в каморке папы Карло.







В полукруглом оконном проеме видны органные трубы. Органист сидит ниже на хорах.




Вид на орган снизу, из зала


:) Дочитавшим до конца подарок, Карл Рихтер и бессмертные токката и фуга ре минор (орган не мальтийский)

image Click to view



искусство

Previous post Next post
Up