Альбом дня: Лепо Сумера, "Грибная кантата"

Apr 28, 2014 00:27

Первый пост постоянной рубрики "Альбом Дня". Рубрика отнюдь не о хороших пластинках, или об интересных пластинках, или о новых пластинках. Нет, тупо о тех пластинках, которые "сделали мой день". Среди таковых может попадаться много странной хрени, но узнаю-то я об этом только после того, как альбом уже изменит реальность в голове.

Пустилась тут давеча во все тяжкие: копать прибалтийских композиторов. Мрачных, заунывных, непонятных. В общем, всё как мне нравится. Сегодня - Грибная Кантата эстонца Лепо Сумера. Относительно широкой публике может быть известно его творчество по мультфильму 80-х «Большой Тыль». Мультфильм - натуральнейший инфернальный пиздецовый пиздец (извините за мой французский), повествующий о доблестной борьбе эстонского народа против иноземных оккупантов, по удивительному стечению обстоятельств оказавшихся красными. Леденящая душу мультипликация (все картины Юри Аррака абсолютно в том же ключе), реки крови, оторванные головы и чудовищные совершенно голоса, произносящие что-то непонятное, и от того жуткое, по-эстонски, прилагаются. Мультфильм повергает в ужас даже взрослых с претензией на цинизм; демонстрация его маленьким детям способна причинить им серьёзную психическую травму с последующим улётом крыши далеко и надолго. Но саундтрек к мультику, также жуткий до выпадения ногтей, с неплохими электронными и хоровыми ходами, мне приглянулся. Его автор, Лепо Сумера, - довольно интересный композитор, первопроходец электроники в Эстонии, умеющий экспериментировать с музыкальной текстурой и тональностями. Мужик-то крутой, на самом деле.



Звучание Грибной Кантаты (1983 год) порождает странные подозрения насчёт того, о каких именно грибах идёт речь. Зловещие вокальные партии, то разбредающиеся по затерянным в лесном полумраке тропинкам, то внезапно воссоединяющиеся в самом неожиданном месте, примечательны своим нелинейным развитием. Декламационные части сменяются атональными, а те - хоральными. Маячат элементы, отсылающие к Орфу и григорианскому пению. Интересно и, главное, уместно звучат вставки с создающим белошумовой эффект рынка распадением хора на хаотичные, потерявшие связь друг с другом голоса. Испуганные и тревожные женские партии в верхнем регистре перекликаются с угрожающими, словно крадущимися, мужскими. Если бы я была грибом, то тоже бы трепетала от страха, что придёт человек в сапогах и перережет моё не успевшее отспороносить плодовое тело ножом поперёк ножки или просто оторвёт мне шляпку. Инструментальное сопровождение минималистично и представлено, в основном, ударными, перкуссией и фортепиано. Угодившего в этот грибной трип то отпускает, за забирает с новой силой. И от этого становится жутко.

прибалты, альбом дня, музыка

Previous post Next post
Up