Jun 09, 2024 18:56
Две вещи вызывают мое неограниченное удивление: звездное небо над нами и количество взрослых людей, не знающих слова "ответственность", вокруг нас.
Вот смотрите, на днях в Кемерово столкнулись два трамвая, один из них был категорически неисправен. А еще раньше сгорел "Крокус", который был категорически неузаконен и построен из горючего г..а и палок. А еще раньше горели торговые центры, случались крушения поездов, обрушения строений и их частей, техногенные аварии на производствах и пр. и пр. При этом каждый раз выяснялось - четко по И. Сталину - что "У каждой проблемы есть фамилия, имя и отчество". Ответственный за техническое состояние, ответственный за пожарную безопасность, за организацию каких-либо процессов, за надзор, за контроль... И всякий раз меня изумляло, когда эти люди только на скамье подсудимых начинали туго и мучительно осознавать, что их работа вообще-то предполагала ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - причем вплоть до уголовной. И что происходящее с ними теперь - это не великая вселенская несправедливость, а вполне логичное, законное и обоснованное следствие их же действий. О котором они вообще-то были предупреждены и на которое давали согласие, подписывая трудовой договор. Когда некто ответственный за исправность трамваев блеет "Я не смотрел, я только печать поставил" - он отдает себе отчет, что одним этим движением обязался ответить за всё, что может произойти с трамваем? Он реально считает, что его обязанность - это ставить печати, а вовсе не головой отвечать за безопасность людей?
Вот скажите мне пожалуйста, о чем думали и думают все эти люди - те, которые уже довели до беды и те, которые ничему не учатся на чужих ошибках и потому еще до беды доведут? Неужели никому из них никогда не приходил на ум простой вопрос: "А что, если...?". Если я выпущу на линию неисправный трамвай, а он возьмет и врежется в другой, и пострадают 100 человек? Если я не глядя "подмахну" за небольшие деньги документ, где написано, что в торговом центре все ОК с пожарной безопасностью - а там в муках погибнут 60 человек, и половина из них дети? Если я постоянно буду хитрожопить против требований техники безопасности - например, нарочно заклеивать датчики метана в шахте - а в какой-то момент оно "возьмет и рванет"? И ведь даже полному баклану понятно, что если забивать болт на ответственность достаточно часто и достаточно долго, то катастрофический исход почти гарантирован, потому что у любого "авось пронесет" всегда есть пределы.
И никогда я не пойму оправдашек в виде нытья "Меня заставило начальство!". Дружок, от начальства, которое нагло и беззастенчиво подставляет тебя под уголовную статью, есть отличное средство: лист бумаги с текстом "Прошу уволить меня по собственному желанию, дата, подпись". И надо быть полным кретином, чтобы не понимать: себе и своей семье ты полезнее даже в качестве безработного или курьера, чем в качестве уголовника, осужденного за гибель людей. Считай - убийцы. И уж тем более очевидно: пока у нас не переведутся те, кто ради зарплаты или "дополнительных доходов" будет согласен рисковать чужими жизнями, не переведется и начальство, которое считает возможным "заставлять". И не кончатся аварии, к которым приводит подобное сотрудничество руководителей и подчиненных.
И да, мое личное наблюдение из психологии масс. Когда человек устраивается (или его назначают) на руководящую должность, всех - и прежде всего его самого - интересует только "Какая зарплата?". Никто и никогда не спросит: "А какая ответственность?". В сущности, при таком подходе ничего удивительного, что слово "ответственность" некоторые впервые узнают только от обвинителя в зале суда.