Здесь будут впечатления от
премьеры и
апрельского спектакля, вместе. Любелия, большое спасибо за видео!
Очень хорошо подобрана музыка. Вообще, у "Блистательной кибитки" с музыкой очень хорошо.
Голоса вначале - сначала кажется, что они звучат извне, потом становится понятно, что нет, они у героя в голове - и становится действительно жутко.
А герою, похоже, ничего, даже нравится.
Вначале Фауст производит впечатление человека очень искреннего, порывистого, неглупого - и, кажется, несколько безумного, в смысле, больного на голову. Ему действительно важно все то, о чем он говорит - наука, желание помочь людям. Невозможность познать все с помощью разума воспринимает как свою личную беду - возможно, это и сводит его с ума(?) И Бог не зря говорит «он служит Мне» - человек, видимо, немало сделал для науки, для людей, и ему это важно - или было важно? Разочарование, гордыня.
Когда говорит о колоколах, которые когда-то вернули его к жизни, о детской вере словно бы ненадолго теплеет, оттаивает.
К церкви явно какие-то претензии у него.
Впрочем, у него, кажется, ко всему миру (или ко всей своей жизни) какие-то претензии.
Очень - человек. Хочется сказать "был, пока не связался с нечистой силой". Его сомнения, метания по-человечески понятны, вызывают сочувствие, а взгляды так местами и уважения. Поначалу.
Сцены со свечами прекрасны.
Сцена с Мефистофелем - Фауст явно понимает, с чем имеет дело, ему страшно - Мефистофель действительно стремный, Кариссиме всяческий респект. Стремный, желчный, ироничный - и какой-то... не знаю, сломленный? Как будто он знает, что проиграет, не с конкретным Фаустом, но вообще - а куражится то ли по привычке, то ли потому что больше ему делать-то и нечего.
И в этом "так человечно думать и о черте" - жалость. К нему (и он это понимает). В первом спектакле он местами очарователен, здесь скорее страшен - даже, когда пытается казаться милым.
Ловит Фауста на том, что тот якобы поймал - черта. Пентаграмма держит, ага.
В загробную жизнь он не то, чтобы не верит, а оно ему не интересно. Или он так думает.
Вообще, кажется, хочет всего и сразу, одновременно, желания меняются - то он Библию переводит и ищет слово, которое бы наиболее точно передавало смысл - и отвечало ЕГО взглядам, то развлекается алхимией, то мечтает о страстях, счастье, удовольствиях...
То ли сам не знает, чего хочет (всего и сразу), то ли и правда болен на голову. МДП?
Лемуры страшненькие. Вроде бы и разумные чуть-чуть - и явно не люди и не звери.
Ведьма хороша! Кажется, начальство с хвостом и копытами нравилось ей едва ли не больше - впрочем, она рада видеть его в любом наряде.
Cтарик с пивом очень хорош - и поселяне славные. Таким вот небольшим штрихом - показать, что мир прекрасен, люди его любят, рады ему и благодарны, уважают, помнят - чего тебе еще? Понятно, что этого может быть мало и не то, и уважение поселян - не совсем то, чего бы ему хотелось, но это есть и оно реально, то, что он делал, можно продолжать в таком же духе и это будет правильно... Но, кажется, ни их уважение, ни сами эти люди его не интересуют. Как бы даже и не совсем для него реальны(?)
С Маргаритой то же желание «всего и сразу» - Мефистофель, кажется, искренне недоумевает - зачем? Ведь так же неинтересно! Фауст только отмахивается, со всем своим пылом отдаваясь новой страсти. То - библию перевести, то - девушку поиметь. Вот эту, которая мимо проходила.
А вот тут - хрен тебе, дорогой товарищ, «у меня над нею власти нет». Маргарита очень славная, замечательная девушка, умная, добрая и очень цельная. Очень правильная, хорошая - и эта ее правильность естественная, от Бога, не от разума. Не потому, что за это будет в раю плюшка, а в противном случае в аду кочерга - такое мог бы принять Фауст, если бы ему было интересно. Действие - результат, очередной закон природы, вода кипит при ста градусах, за хорошее поведение награда, за грехи кара - вроде того. А тут - от сердца, совершенно искренне. Как солнце светит, как река течет, как вода утоляет жажду. С искренним изумлением - а что, разве возможно как-нибудь иначе? Что им еще делать - то, воде, солнцу? Не зря она чувствует - что-то здесь не так, душно, странно... и, говоря, что, «здесь нет греха большого» - словно бы ощущает, чувствует - знать ей неоткуда - что какой-то грех все же есть. Может, не в том, чтобы полюбоваться украшениями, а в источнике этого богатства.
Сули, оказыавется, очень здорово поет.
Сцена в храме очень хороша. Лизхен такая замечательно вредная!
Марта прекрасна! А-а, ее муж - бобер! А сама она, надо полагать, бобриха - привет сериалу «Гримм» и «типологии нелюдей».
Так упорно окручивает Мефистофеля, что бедному черту, кажется, слегка не по себе.
А вот то, что Фауст, по-видимому, легко и не задумываясь соглашается лжесвидетельствовать - это уже такой звоночек, на мой взгляд. То ли готов на все, чтобы добиться своего, то ли уже влияние.
Вообще интересно - вот, он влюбился, вроде как, даже искренне. Во всяком случае восхищается он ею совершенно искренне, от всей души. Вот он соблазняет любимую (?) девушку - интересно, он понимает, что очень легко может испортить ей жизнь - или он вообще в этот момент думает не головой?
...а всем пылом своей страстной души, да. Что обладать самой-самой замечательной девушкой, это примерно как библию переводить, или зелья в колбе смешивать. И дальнейшая судьба той девушки волнует его немногим больше - точнее, он просто не думает. Не берет в голову, «как она будет жить дальше». А для «как долго это продлится» и «что я намерен делать потом» в этой голове, кажется, полочек вообще не отведено.
Разговор о Боге совершенно прекрасен. Неожиданно оказывается, что Маргарита не так себе простушка - она очень умная девушка. Не глупее Фауста - если кто еще сомневался. Она все совершенно правильно понимает, и способна из заумный философствований его речей выделить главное: что «свет Христов тебя затронул очень мало», и с другом твоим тоже что-то очень сильно не так.
А сам Фауст? Не то, чтобы он не верил, или его смущали какие-то конкретные моменты - то есть такие наверняка есть, но ощущение такое, что дело в том, что он боится - или скорее даже стесняется верить. Ну, несолидно такому ученому мужу, он же не простушка Маргарита - ей можно, она университетов не кончала и кроме библии, может быть, и книг особо не видела. Что-то из разряда милых девичьих глупостей. Как можно говорить: «я верю», кто может о себе такое сказать?! А Маргарита слушает и не понимает, а в чем проблема-то?
Замечательная Маргарита, не только мудрее, но и, как минимум, не глупее Фауста.
А как она молится!
Молодой Валентин прекрасен, особенно в первом спектакле. Во втором - вначале не очень понятно, насколько его беспокоит судьба сестры, насколько собственная репутация, и только потом понимаешь, что все это, кажется, нераздельно. Искренний и цельный - как сестра.
Премьера, перекрестился перед поединком - очень естественный жест.
Генрих Гиз перед часовней*.
Очень любит сестру. Фауст не то, чтобы не любит - не воспринимает всерьез. Ему не важно, что она думает и чувствует, он любит, кажется, свою любовь к ней, образ идеальной девушки, который живет у него в голове вот с ним бы и гулял.
А во втором - Мефистофель как будто нарочно провоцирует его песней - а Фауст кривляется на заднем плане. Не понимает? Потом, кажется, сам потрясен тем, что сделал. Танец с тенью прекрасен. И да, он именно предвидит в последние свои мгновения, не проклинает, а предсказывает, Фред сделал это - голосом, интонацией, прикосновениями, не знаю, чем-то еще.
Босая Маргарита офигенна. Кажется, именно смерть брата сводит ее с ума.
Сцена в темнице - Фаусту ее действительно жаль, он хочет ее спасти, она ему по-своему дорога, а вот ее слова о вине, любви, погубленной жизни и прочем воспринимает, кажется, как что-то неважное. Мать умерла по ее вине, ребенок - он не пытается ее утешить, найти нужные слова, не говорит, что Бог все простит, или поговорим об этом позже, просто - неважно. Она как человек ему не очень важна, что ли?
И да, эта Маргарита не убивала ребенка, это просто - ну, видно, что ли. Разве что по совсем уж крайней нужде, если нечего есть и нечем кормить... или младенец умер - а она видит это так.
Говорила с Сули - родился мертвым.
И еще, если вначале Маргарита - совсем юная девушка, то в этой сцене - взрослая.
Сцена Божьего суда прекрасна. Такое сострадание на Змеином лице...
Наглый, самоуверенный Мефистофель - и одно слово из уст ЗмееБога, выравнивающее нить узора.
В следующей сцене он упоминает о ней, как о милом воспоминание, да, чудесная была девушка... он не понимает, или ему все равно?
Старики прекрасны! Очень милые, славные - и их гость тоже приятный человек. А еще - стражник. Молодой, симпатичный, несколько наивный.
А для Фауста - как бы не совсем живые люди, а препятствие его планам. Досадная помеха. Нет, он человек хороший, он все им возместит, всех сделает счастливыми, как он это считает правильным, только получается по-иному. Какие средства, такой, и результат - ну и в некотором смысле знак, что, если не видеть в других людях - людей, живых и реальных, то ничего хорошего из этого не выйдет.
...А это очень распространенная штука, особенно здесь и сейчас.
И вот этот момент показан очень четко, и за него "Кибитке" отдельный респект.
Когда Фауст говорит про каланчу и прочее, про возмещение тем, кто уже погиб по его прихоти - приходит ощущение, что со всеми его задумками в последнее время получалось примерно то же - и с Гретхен, и тут. Хотел как лучше, получалась фигня какая-то - потому что с таким помощником иначе не бывает. Кажется, он это осознает... нет, все-таки похоже, что нет.
И финал - открытый. А других вариантов, в общем, не видно. Но присутствие Бога как-то утешает.
*В последний день своей жизни, идя к королю, который уже готовил его убийство, Гиз проходил мимо дворцовой часовни - и хотел зайти помолиться. Но часовня оказалась заперта, тогда он просто остановился и прочел молитву. Когда-то меня этот момент очень впечатлил.
Увидел церковь - зашел помолиться, нормальная такая, естественная реакция. А тут, перед сражением с нечистой силой (пусть даже герой этого пока не знает, только догадывается) - очень здорово подходило!