ДП 35. В чём ценность франшизы или купили бы мы снова ресторан быстрого обслуживания Bazaroff?

Nov 29, 2016 09:23



В чём ценность франшизы или купили бы мы снова ресторан быстрого обслуживания Bazaroff?



Время от времени нас спрашивают, если была бы возможность вернуться на три года назад, купили бы мы снова фастфуд BAZAROFF или нет. Отвечаем что нет, и вот почему. Мы полагали что покупаем готовый продукт отлаженый бизнес в котором все работает как часики, на деле нам впарили полуфабрикат красивый склад с оборудованием и броуновским движением сотрудников, сырья и готовой продукции. Поверите ли вы, если скажу что только по итогам первой ревизии недостача по мясу составила больше 280(!) кг?!

Спустя пару недель мы поняли что нам с особым цинизмом впарили какаху в матуристой красивой обёртке. На то что бы эту какаху из обертки выскрести, обёртку дизинфецировать, переименовать и завернуть в нее качественный и вкусный продукт у нас ушло долгих три года. Поэтому, если бы мы опять оказались в 2013 году мы бы не купили франшизоид, а вложили деньги в проверенную временем франшизу. И вот почему.
В прошлом мы занимались финансовым консалтингом. По поручению своих клиентов мы оказывали услуги по привлечению финансирования для бизнеса (кредит, лизинг, факторинг и прочее). Нашими клиентами были представители микробизнеса, но в экстренных случаях к нам обращались и крупные компании. Так во время финансового кризиса 2008 года нашими клиентами были ВостокНефтеЗаводМонтаж, Белебеевский завод Автонормаль, СалаватНефтеМаш, а также группа компаний, которая представляла всемирно известную франшизу KFC. Последние к нам обратились в момент, когда для открытия нового ресторана требовался длинный и дешевый кредит, а свободных залогов для получения нового финансирования уже не осталось (всё что можно уже заложили). Свободными от залогов остались только столы, стулья и писуары в туалете. Тогда мы сделали невозможное и под эти табуретно-унитазные низколиквидные залоги с помощью фонда поддержки предпринимательства Республики Башкортостан привлекли длинный кредит на сверхльготных условиях. Но пост не об этом. Пост о том, как мы впервые познакомились с всемирно известной франшизой.

Так вот. В процессе работы над сделкой нам требовалось изучить огромное количество документации клиента (в основном бух отчетность). Бумаги нам привозили в огромных полосатых сумках-вьетнамках. И как-то раз среди прочих материалов случайно оказалась толстенная книга, в которой были подробно изложены все стандарты ресторана быстрого обслуживания KFC. Ребята, мы ради любопытства начали листать правила/регламенты/стандарты и тихо-тихо выпадали в осадок. В этом документе было с величайшей подробностью изложено абсолютно ВСЁ, что должен знать/уметь/делать сотрудник ресторана, начиная от должности стажера и заканчивая менеджером ресторана! Например было подробное описание того под каким углом должна наливаться газировка из пепси-кольного аппарата чтобы меньше пенилась и проливалась. Ребята вы понимаете, ДАЖЕ ПРО ТО КАК НАЛИВВАТЬ ГАЗИРОВКУ(!) была написана подробная инструкция. Тогда документ показался нам просто любопытным и мы поступили чрезвычайно глупо не сделав копию этого катахезиса KFC.

Стоит ли удивляться что KFC успешно развивается по всему миру, а наши старшие товарищи продвигающие KFC в нашем и в соседних регионах были признаны лучшей франчайзи в мире, вот здесь я писал об этом.

Как вы думаете, какие две главные составляющие у любой успешной франшизы? Я спрашивал у друзей и мне отвечали "бренд и продукт". На мой взгляд этот ответ верен только на половину. Двумя столпами фундаментально успешной фрашизы являются "бренд и бизнес процессы". Бренд продает, а бизнес процессы позволяют методично, рутинно без геройства и самопожертвования изо дня в день готовить продукт высокого качества и успешно его реализовывать.

На протяжении трех лет мы с нуля разрабатывали процессы для себя. Сегодня у нас есть целый свод документации, например вот это:
  • Правила компании;
  • Должностные инструкции;
  • Правила работы с гостем ( в т. . всевозможные скрипты);
  • Правила найма сотрудников;
  • Система мотивации;
  • Система аттестации;
  • Правила санитарии;
  • Правила по охране труда;
  • Технология приготовления блюд и калькуляционные карты.
Эти документы находятся в постоянной доработке и шлифовке. Например сейчас на фабрике кухне мы испытываем новую систему мотивации сотрудников. Она показывает удивительные результаты и со временем этот опыт мы транслируем на другие точки.

Резюме, спустя три года мы понимаем, почему добротная франшиза стоит дорого. Можно заплатить деньги, получить образцы лучших практик и сразу начать зарабатывать деньги, а можно попробовать все сделать самим и потратить на отработку процессов долгие годы. Вопрос только в том как отделить по настоящему качественную франшизу от франшизоидов и прочих тараканов.

Сейчас мы упаковываем Green Plate в упаковку франшизы.

франшиза, green plate, дневник предпринимателя

Previous post Next post
Up