Альма матер

Feb 19, 2016 11:27

Я тут что-то ударилась в воспоминания о своей первой школе, в которой училась до восьмого класса.

Меня туда устроил папа, потому что был давным-давно, еще по комсомольской работе, знаком с директрисой. Образование там давали вполне среднее, зато не утратившая комсомольских ухваток директриса вовсю развивала всякие внеурочные активности. Только не подумайте, что в школе ставили спектакли, ходили в походы или устраивали кружки по интересам. Нет, детей там развлекали... затрудняюсь подобрать адекватное определение... ну, в общем, авторитарно-цирковым процессом, который почему-то назывался "ученическим самоуправлением".
Каждую пятницу старост классов собирали на большое совещание к директрисе. Там сначала громко зачитывался список залетов за прошедшую неделю: шестой "а" написал контрольную по математике с рекордным количеством двоек, Иванов из восьмого "б" разбил окно, а Петров из девятого "в" курил в туалете. Потом старост провинившихся классов заставляли выйти в центр комнаты и отчитаться перед присутствующими - что лично они, лидеры класса, сделали, чтобы не допустить такого вопиющего происшествия?
Вразумительного ответа почти никогда не было, да и, разумеется, не могло быть: ну, что может сделать аккуратная девочка-отличница, чтобы заставить своих проблемных одноклассников, балбесов (и иногда второгодников) из неблагополучных семей, перестать курить и бить младших, а вместо этого учить уроки? Но директриса все равно с завидным упорством повторяла этот спектакль каждую неделю, из года в год: поставить школьника перед толпой таких же школьников, заставить его мямлить что-то невразумительное, а когда надоест слушать, сообщить горьким тоном, что он очень ее разочаровал, не оправдал оказанного доверия, а ведь она так надеялась на него как на лидера... Особенно сильно это все смотрелось, когда в центр внимания попадал какой-нибудь пятый класс, и речь про лидера выслушивала десятилетняя девочка с пышным бантом и в колготочках с утятами.
Особенно впечатлительные старосты выбегали из кабинета со слезами, и директриса брезгливо пожимала плечами. Иногда требовала перевыбрать нового старосту - прежний совсем не оправдал доверия, совсем.
Новые старосты занимали место старых, пятничные совещания продолжались точно в назначенное время. Воспитанное комсомолом сердце директрисы трепетало от радости: колонны молодежных руководителей заседали по расписанию, вытягивались в струнку, рапортовали, каялись в грехах и обещали исправиться. Иными словами, в жизни школы все складывалось единственно правильным образом.

Я и сама была старостой и жутко боялась, что придется оправдываться за двойки и разбитое окно. И поэтому все время уговаривала одноклассников: ну ребят, ну давайте готовиться к контрольным, ну давайте особенно не буйствовать... Одноклассники крутили пальцами у виска.

А в качестве апофеоза ученического самоуправления мы выбирали королеву школы. Выборы устраивались масштабные, даже и с избирательной компанией. Избирательная компания заключалась в том, что школьные коридоры обклеивали сотнями листочков А4, на которых кандидатки на должность королевы изображались с любимой кошечкой, с любимой книгой, на летнем отдыхе на фоне египетских пирамид и тому подобное, а ниже - подпись "Голосуйте за Олю" или, например, "Голосуйте за Катю". Никаких более конструктивных предвыборных лозунгов и программ не предполагалось, потому что реализовать их все равно было бы невозможно. Сами выборы случались в актовом зале после уроков. Потенциальным королевам устраивали несколько испытаний в духе конкурсов "А ну-ка, девочки" или "Мисс Урюпинск - 2001". Они должны были накормить жюри собственноручно испеченным пирогом, продекламировать лирическое стихотворение и продефилировать по сцене в гимнастическом трико (от дефиле в купальниках, видимо, решили воздержаться по причинам уголовно-правового характера). Функции выбранной таким образом королевы заключались в том, чтобы весь следующий год говорить приветственную речь перед началом школьных концертов и утренников - и все, точка, больше она ничего не делала.

А директриса гордо писала в РОНО отчеты о том, какую замечательную разветвленную систему самоуправления она придумала и организовала. О том, как ее инновационные педагогические приемы способствуют формированию у детей ответственности, самоорганизованности и - ну, вы уже поняли, что она любила это слово - лидерских качеств. В РОНО ее уважали и ставили в пример менее инициативным директорам.

И - знаете что? Это сейчас, полжизни спустя, через тринадцать лет, я, повзрослевшая и поумневшая, понимаю, каким лютым и феерическим бредом все это было. А тогда оно мне казалось веселым, и правильным, и захватывающим.
Что, конечно, свидетельствует о гибкости и устойчивости детской психики.

про меня

Previous post Next post
Up