(no subject)

Aug 08, 2015 19:07

21 июля
Итак, кроме этого дня, осталось еще два. Сегодня - посещение пары музеев и большая часть текста будет посвящена истории Измира и Турции.
Хм, что-то мне вдруг "Мор. Утопия" вспомнился. "До конца осталось два дня. Сегодня в городе умерло..." К счастью, пост не о чуме.
Для начала - гостиничный ресторанчик, где мы завтракали. Как я уже говорил, часовая башня является символом Измира и присутствует на магнитиках, открытках, в виде подвесок и прочих сувенирах, а также здесь в виде украшения.



Затем я отправился на Агору. Эти руины - музей под открытым небом, естественно, огороженный.
Вкратце напомню, что в древнегреческих городах Агора была рыночной площадью, местом общественных собраний. Здесь оглашались законы. Вокруг строились ремесленные мастерские, часто храмы и государственные учреждения... Центр общественной жизни, в общем.
Портик с западной стороны Агоры.



Нынешняя версия Агоры, дошедшая до нас в развалинах, была построена в конце второго века нашей эры, после землетрясения 178 года, разрушившего в городе многие здания. Это были времена владычества Рима, а сам город гораздо древнее. Правда, назывался он тогда несколько иначе - Смирна.
Город очень древний, намного древнее того же Стамбула, один из старейших древнегреческих городов в Малой Азии. Да и греки были не первыми, просто как называлось поселение до них, уже никто не знает. Раньше самые старые поселения на территории Смирны относили примерно к 3000 году до н.э. (четыре тысячи лет назад), потом нашли еще более древние неолитические, датирующиеся эпохой между 6500 и 4000 гг. до н.э.
Впрочем, это становища всякие, но уже в третьем и втором тысячелетии до н.э. здесь были поселения более значительные, в частности хеттские, а примерно к 1000 году до н.э. здесь уже был, судя по всему, греческий город.

Галерея за портиком ниже уровня земли, вид сверху.



Вот здесь можно почитать о ней полный текст.



Смирна - один из семи греческих городов, претендующих на то, чтобы быть родиной Гомера. Разумеется, в информационных щитах на Агоре о том, что Гомер отсюда, говорится без сомнений. Подозреваю, что в остальных шести городах то же самое) Впрочем, если верить Вики, Смирна считается одним из двух наиболее реальных претендентов вместе с Хиосом.
К слову, в результате той самой легендарной войны, которая стала толчком для его поэм, пало хеттское царство и местность, где находилась Смирна, временно пришла в упадок...
Еще галерея сверху.



Всю историю пересказывать, конечно, не буду, отмечу. что там были союзы, войны, расцветы-упадки, Кир Персидский эти места завоевывал. Потом был Александр Македонский, при котором была отстроена крепость Кедифекале на горе Пагос (о ней в следующем дне). Через некоторое время после смерти Александра его империя, как известно, распалась, и Смирна вскоре вошла в Пергамское царство.
Кстати, вот небольшая легенда, связанная с Александром, перевод печатать лень.



А уж оно, в свою очередь, пало перед легионами Рима... В римский период и была построена Агора, кроме того, он считается временем расцвета Смирны, когда она стала крупным торговым центром. Потом город по наследству перешел Византии, и при ней тоже оставался достаточно важным, но уменьшился по сравнению с римским периодом.
Затем в период Латинской Империи, город сперва достался крестоносцам, потом его вернули византийцы (не вся территория империи была захвачена крестоносцами, значительную часть незахваченного занимала Никейская империя, которая потом в итоге и выперла крестоносцев из Константинополя, возродив Византию).
Но еще в первой половине четырнадцатого века, более чем за сто лет до взятия турками Константинополя, они захватили Смирну, и с этого времени она туркам и принадлежит, хотя большинство населения еще очень долгое время, до 1922 года, составляли греки... но это уже отдельная история, которую уместнее досказать при обзоре музея Ататюрка.

Я спустился вниз в портик, там есть тень и прохлада. Неудивительно, что его построили - наверное. климат с тех пор не особо изменился. Желоб для воды тоже с античных времен.



Источник тоже, хотя сейчас вода не питьевая.



Еще немного подземных античных галерей.









Затем я выбрался на поверхность и сделал там еще несколько фото.
Что это - не понял. То ли остатки какого-то сооружения. то ли просто камни из руин собраны для систематизации и потенциальной реставрации. Там какие-то работы велись. Вообще, как я погляжу, турки любят реставрировать древности не спеша).



Остатки арки из трех камней - удачная рамка для туристов. Флаг на горе на заднем плане как раз на крепости Кедифекале.



Камень с памятной надписью, и табличка с ее текстом.





Ну и под конец пара видов полуразрушенных стен зданий не со стороны Агоры, а извне. В эту часть не пускают, то ли исследования ведут, то ли работы, то ли просто, чтобы ноги не переломали.





Потом я пошел к музею Ататюрка. По дороге - пара фоток с городских улиц.

Площадь с памятником, куском еще одного входа в городской парк и оживленным движением.



За этими воротами - католический храм.



Итак, измирский музей Ататюрка. Небольшой, но хорошо обставленный и выглядит довольно внушительно. Сам Ататюрк, о котором я уже не раз упоминал, личность в турции почитаемая, практически легендарная, несмотря на то, то по историческим меркам жил совсем недавно, в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков. Родился то ли в 1880, то ли в 1881, точно неизвестно, и, конечно, фамилии "Ататюрк" (варианты перевода: отец турок или великий турок) не носил. Да собственно никакой не носил, так как фамилии были введены в Турции в 1934 году, тогда же турецкий парламент и проголосовал за присвоение Мустафе Кемалю-паше фамилии Ататюрк.
Нынешнее отношение к нему, по внешним признакам, даже по стилистике, напоминает отношение к Ленину в советские годы - памятники в каждом городе, присвоение имени многим местам, музеи, изображение на монетах... Впрочем, фундамент отношения, пожалуй, более прочен, так как связан не только с идеологией, получившей название "кемализм", но и с сохранением независимости страны. А это, так сказать, вечное, даже при СССР Дмитрия Донского, скажем, уважали, хотя на отнюдь не ратовал за социальное равенство и разрушение феодального строя))

Даже костюмы Ататюрка выставлены в витринах и служат музейными экспонатами. Парочка есть и в Измире, где он провел некоторое время, как раз в доме, ставшем музеем, как я понимаю.



Еще один краткий исторический обзор. Со времен султана Сулеймана Кануни, начиная примерно с конца шестнадцатого столетия, могущество Османской империи, перед которой некогда дрожала чуть ли не вся европа, медленно, но верно падало. В 18-19 веке она потеряла немало территорий. Впрочем, нам ли не знать, ведь многие были потеряны в результате серии русско-турецких войн, и частью отошли России, частью получили независимость.
Слабела мощь страны, расшатывалась система государственной власти и экономика. Последний кризис Оттоманской Порты наступил во время Первой мировой. Она была союзником Германии и оказалась на стороне проигравших. Большая часть страны была оккупирована английскими, французскими и греческими войсками. По мирному договору предусматривалась раздача владений Османской империи государствам-победителям, образование отдельных государств на части территорий, международный контроль за Босфором и Дарданеллами, а также переход к Греции значительной части территорий в Европе и Малой Азии. Фактически Турция была бы разделена, а ее остатки становились полуколониальным государством.
Тогдашний султан договор подписал. Это вызвало сильное возмущение в стране.

Картинка для разбивки текста - ванная. Выглядит занятно.



Главой правительства и лидером освободительного движения стал Мустафа Кемаль, который к этому времени успел получить высшее военное образование и повоевать в Певрой мировой, где дослужился до командующего группой армий, а также поучаствовать в ряде революционных обществ. Султанское правительство выдало ордер на его орест, а потом и смертный приговор, но правительство уже никто не слушал. Он собрал парламент в Анкаре (Стамбул был оккупирован), а также начал быстро создавать армию, благо, людей с опытом войны и оружием хватало.
Одна из комнат в музее, восковые, наверное, фигуры - Ататюрк и его генералы составляют план военной операции. Карта на столе не видна, но изображена хорошо, а может, и старая.



Война окончилась победой Турции, и в 1923 году она была признана ведущими державами как независимое государство, теперь уже - Турецкая Республика. К слову, правительство РСФСР оказало помощь оружием и деньгами - они видели в Турции союзника в борьбе с Антантой и мировым империализмом. Ататюрк даже планировал создать компартию Турции, но в какой-то момент (уже после получении помощи) повернул на 180 градусов и компартию запретил.
К слову, во Второй мировой наученная горьким опытом Турция отчаянно лавировала, подписывала мирные договоры со всеми и в итоге ухитрилась не участвовать в военных действиях ни на одной из сторон.
Поскольку империя пришла к краху, требовались серьезные реформы и новая идеология. Ататюрк, который был вскоре выбран первым (и бессменным до смерти в 1938 году) президентом страны во многом взял курс на европеизацию.

Кабинет



Турция стала республикой, светским государством (единственным, кажется, из мусульманских стран). Были предоставлены избирательные и гражданские права женщинам, а также новые кодексы законов по европейскому образцу.
Проведены экономические реформы, направлены на поощрение предпринимательства, но в то же время с сохранением серьезного государственного контроля...
Впрочем, в национальной сфере все было несколько своеобразно. Ататюрк взял курс на монолитное государство, которое трудно было бы порвать на части и национализм был объявлен государственной политикой, носившей не внешний, а внутренний характер. Целью было получить страну с единым языком и культурой. Причем происхождение как таковое большой роли не играло. То есть целью было не выпилить или зажать в гетто меньшинства, как в Германии, а сделать их турками по языку, культуре и самоидентификации. Все остальные языки, кроме турецкого, фактически попали под запрет, система образования и воспитания во всех школах была перестроена в соответствии с этой идеологией.
Понятно, что с более монолитными общинами возникали проблемы. Например, еврейская община была сильно ограничена в правах, курды несколько раз поднимали восстания, но все они были очень жестко подавлены. Греки и армяне... тут мы возвращаемся к войне и истории Смирны-Измира.

Пара комнат дома-музея, напоминающих гибрид спальни и гостиной. На одной фото даже есть я в зеркале))





Еще при Османской империи начали выпиливать армян, а конец положило как раз взятие Смирны в 1922 году, которую контролировали греки. После того, как турецкая армия, возглавляемая Мустафой Кемалем, вошла в город (чему посвящены ранее показывавшиеся памятники), он загорелся. Турки устроили бойню среди армян и греков (которые, как я писал, на тот момент составляли большинство населения)
По версии греков, это была просто резня побежденных победителями.
Турки видят события несколько иначе. Армян и греков они обвиняют в поджоге города, когда греческие войска оставляли его. И солдаты, видя многочисленных поджигателей, не удержались и начали убивать.
Фиг его знает, как оно было на самом деле. Свидетельства противоречивы и, судя по всему, и турки греков в той войне резали, и греки турок.
Так или иначе, армян на территории Турции осталось мало и оставшиеся вскоре бежали. А с Грецией Турция вскоре провела принудительны обмен населением - мусульман переселяли в Турцию, а христиан - в Грецию... пытались ликвидировать исторически возникшее взаимопроникновение, так сказать.
Так или иначе, с тех пор Смирна стала Измиром, практически полностью мусульманским городом.

Коридорчик-приемная, где посетители ждали своей очереди.



В общем, Ататюрк, о котором я сказал еще очень мало из того, что можно сказать, личность безусловно яркая и противоречивая. Блестящий полководец, реформатор и идеолог, определивший курс страны на десятилетия вперед страну такой, как она есть. Человек, взявший восемь приемных дочерей, одна из которых стала первой турецкой женщиной-летчиком. Член масонской ложи. Умерший от цирроза печени, вызванной алкоголем. Очень жесткий и, несомненно, жестокий политик. До сих пор почитаемый турками и, несомненно, нелюбимый во многих соседних странах...

Рядом с музеем - памятник его матери - и, видимо, маленький Мустафа Кемаль рядом.



А этот памятник несколько дальше и, наверное, уже не связан с музеем.



А дальше я вернулся в гостиницу и, оставив документы, лишние деньги, а также фотик и мобильный в номере, а взяв только необходимое для пляжа, снова поехал в Чесме по маршруту прошлого дня. И, в общем-то, кроме того, что ходить плавать стало гораздо спокойнее и я наплавался вволю, ничего особенного не произошло. Возвращение в город, вечерняя прогулка, ужин там же, гостиница, почитать и спать)

Пожалуй, столько текста уже в оставшихся двух отчетах не будет.

Отпуск-2015, Турция

Previous post Next post
Up