Собственно, на следующие утро я собрался в старый султанский дворец Топкапы.
16 июля
Это еще не оно, просто небольшая площадь, через которую я каждый раз проходил, пересаживаясь с метро на трамвай.
Просто пара красивых видов недалеко от входа, это уже пройдя первые ворота.
Ребята с автоматами, кстати, у ворот по-прежнему были, только чуть в глубине. Да и на внешней территории, до контроля билетов (она открыта до вечера) попадались. Вообще, раз уж тут помянул - думаю, терроризм для Турции очень серьезная тема. Если у нас в Петербурге контроль на входах в вокзалы и аэропорты, то там надо проходить через рамочку и отдельно пропускать вещи надо на входах и в крупные музеи, и в большие торговые центры. Да и по телеку какие-то обрывки передачи с упоминанием терроризма видел...
На да вернемся к дворцу. Следующие ворота, глубже, там, за ними, билетный контроль.
Сразу за контролем - макеты. Как я понял, один изображает крупно дворец, другой - его же помельче, но с окрестностями.
Думаю, тут самое время сказать пару слов об его истории. Дворец Топкапы начал строиться вскоре после завоевания Стамбула турками, лет через двадцать, наверное, и был завершен всего за несколько лет. Точнее, как "завершен"... Сдан в эксплутацию, так будет точнее, поскольку и сразу после этого, и потом, на протяжении его истории, различные султаны что-то достраивали и перестраивали. Первые два двора и строения вокруг них образуют внешнюю часть дворца, более официальную. Здесь султан принимал послов, вершил дела, собирался Диван и работали все прочие приемные, какие должны работать при правителе. Изначально прямо во дворце же располагалось училище для подготовки госслужащих и некоторые другие правительственные органы. Однако в шестнадцатом веке их отсюда перенесли, оставив только, так сказать, непосредственно султанское.
Тогда же была самая крупная перестройка дворца - во внутреннем дворе достроили гарем. Ранее он был рядом, но не на самой территории дворца, но небезызвестная. Думаю, многим Роксолана добилась от Сулеймана, чтобы гарем перенесли в сам дворец. Собственно, внутренние дворы, третий и четвертый - это уже более личная территория. Гарем, комнаты султана, павильоны для отдыха...
Резиденцией правителей дворец был почти четыре века, но в 1854 году официальной резиденцией стал другой дворец, Долмабахче (там я не побывал), куда переехал Абдул-Меджид I, а Топкапы стал называться старым дворцом, куда отсылали жен свергнутых или умерших правителей.
В 1924 году по указу Ататюрка Топкапы стал музеем. Одна из богатейших коллекций мира... правда, выставлена примерно десятая часть - нехватка места. Впрочем, у Эрмитажа и многих других музеев также многое не находит места и остается в запасниках.
Кажется, переход между дворами.
Кусочек третьего двора.
В углу там есть вход в сокровищницы, но в них фоткать не разрешают, вообще во многих помещениях с наиболее интересными экспонатами не разрешают, и в них довольно темно, только экспонаты подсвечены в витринах. Уж не знаю, то ли требования хранения, то ли чтобы не на фотки смотрели, а посещали лично, то ли чтобы увеличить продаваемость открыток из музейного магазина, где наиболее известные сокровища сфотаны.
Много красивых вещей, в их числе ордена, которые правители друг другу вручали. должен заметить, больше всего орденов было у Абдулхамида Второго, который правил на самом закате империи, в конце девятнадцатого - начале двадцатого века. Чем-то мне Брежнева напомнило... В числе красивой ювелирки есть и наша, орден, подаренный Николаем Вторым и еще изделие от Фаберже (не яйцо!). Даже золоченая колыбелька была. И сабли султанов, видимо, наиболее богато украшенные (так как был еще оружейный зал) Одна мне напомнила анимешное оружие - весьма длинное и очень широкое, тяжелое с виду лезвие, и рукоять на одну руку. Интересно, это чисто церемониальное было или им реально было орудовать? Но главный экспонат тех комнат, конечно, большой алмаз "Ложечник" грушевидной форсы, 86 карат, оправленные в мелкие бриллианты. Красиво.
Название из-за легенды о том, что его нашел в куче мусора какой-то бедняк и, не зная истинной стоимости, обменял на базаре за три деревянных ложки. Потом алмаз несколько раз перекупался все более понимающими в камнях людьми, пока у предпоследнего владельца его не приобрел султан Мехмет IV.
А теперь снова фотки. Вход в приемный павильон. Там послов и прочих вип-гостей принимали. Внутри есть роскошные ковры, мне настойчиво кажется, что на них золотые украшения объемно выступают, а не нашиты, или работа такая здоровская, но на фото не впечатляет, так что ограничусь внешним видом.
Еще кусочки внутреннего двора
А с небольшой террасы около сокровищницы открываются красивые виды на бухту Золотой Рог, противоположную, азиатскую часть города (точнее, небольшую часть этой части) и дворцовые постройки и деревья внизу.
Далее я побывал в расположенном в этом дворе музее каллиграфии, где выставлены образцы работы какого-то знаменитого каллиграфа. Завитушки изящные и видно, что требуют много труда, но я нифига не соображаю в каллиграфии.
Затем - реликвенные залы. Ни там, ни там фоткать нельзя. Реликвии очень интересные, уж не знаю, насколько научно подлинные, но прямо живая Библия с Кораном вместе (не забываем, что Коран Библию сильно учитывает, просто не считает Иисуса сыном божьим, лишь одним из пророков, ниже Мухаммеда. Так вот, там меч Давида, посох Моисея (по-видимому, тот самый, с помощью которого он водил евреев через море и пустыню), десница Иоанна Крестителя Покров, лук, меч и отпечаток ступни самого Мухаммеда, оружие его сподвижников. А также дверь с ворот покаяния в Каабе. Много всего, что звучит кусками древности и овеяно легендами. Почтение к экспонатам чувствуется. Мне несколько мешал внутренний скептицизм, но все равно было интересно. Тем более, что уж Мухаммед личность историческая, и его вещи очень даже претендуют на подлинность.
Затем я перебрался в четвертый двор.
Он очень уютный, напоминает домашний садик, только большой. Фонтан (сейчас, правда, не работает), цветы, клумбы, лужайки несколько павильонов...
И четыре металлических, по-моему, фигуры - два льва и два пса, что ли, не уверен.
Павильоны строились в честь разных событий, есть Реван, в честь захвата Еревана у иранцев, багдад, посвященный взятию Багдада, Диванный павильон и павильон примирения обрезания. В нем с 1641 года около двухсот лет проходили обрезание принцы Оттоманской Империи, а также мирились враги (видимо, тоже из числа родственников и приближенных султана).
Дальше будет серия фоток павильонов, только я уже не помню, где какой и все ли здесь представлены.
Первый
Второй
Третий (то ли один, то ли с четвертым)
Между ними есть еще одна терраса, побольше, чем с другой стороны дворца
С нее тоже есть вид на Золотой Рог и противоположную сторону, но перспектива другая. Видна Галатская башня, например (о ней позже).
Во дворе есть небольшой трон, с которого султан наблюдал за устраивавшимися прямо в саду для него состязаниями, вроде бы наездников, если я верно разобрал табличку.
А здесь таблички нет, но предназначение и так понятно.
Вообще говоря, дворец, особенно внутренние дворы, оставили очень приятное впечатление, сильно отличающееся от наших, петербургских. Нет, те мне тоже нравятся, только иначе... Уж не знаю, в чем дело - в менталитете или во времени строительства (более поздний Долмбахче, говорят, заметно отличается). В общем, наши дворцы прекрасны, ими хочется любоваться и восторгаться роскошью, и чувствуется, что они для того и созданы - чтобы хозяин и гости восторгались красотой и роскошью. А Топкапы, хоть здесь и золота в украшениях хватает, и есть роскошь и красота - они менее бросаются в глаза, что ли. Здания пониже, больше зелени, не выстроенной в ряды, дворец менее роскошный и вычурный, более уютный. Диваны эти, опять же) На вид мне бы больше понравилось в таком жить, если бы мне кто-то подарил дворец))))
Дальше я вернулся во внешние дворы и зашел в музей дворцовой кухни. Там вообще-то фотографировать тоже нельзя, но табличку я не заметил, а следят не так строго, как в других помещениях, так что я успел пофотать прежде, чем мне сказали.
Высокий мрачный свод - надо полагать, создавал тягу.
Наборы посуды, купленные в разных странах или подаренные. Российский где-то тоже был.
А это, насколько помню, турецкий.
Турецкая посуда была там в большинстве своем металлической, включая огромные котлы, для приготовления пищи на много людей.
Вот и картинка, изображающая этот самый пир на много людей.
Потом я смотрел оружейный зал, где много интересного. Например, личные доспехи и оружие султанов и их охраны. Начиная от мечей и к более поздним ружьям и пистолетам. Немало ятаганов, конечно. Там не пофоткаешь. Интересен какой-то венгерский меч четырнадцатого века, трофейный, видимо. Двуручник с ну просто адски длинным лезвием, на глаз с мой рост. Как им орудовали и носили?!..
Рядом часовой павильон, где множество механических часов, султаны их собирали. Кстати, единственные, кому было позволено входить в гарем из европейцев, были механики, обслуживавшие установленные там часы.
В сам гарем я не пошел. Там нужен был отдельный билет, еще 20 лир, а я прикинул, что мне и самого дворца на день хватит, и не ошибся, и не так уж туда и хотелось.
Дальше был павильон заседаний Дивана. То есть имперского совета визирей во главе с султаном. Там фоткать разрешалось, вот несколько картинок. Павильон большой, но не слишком, и тоже довольно уютный и красивый.
Пора было уходить, рабочий день музея подходил к концу. На прощание еще фото второго двора.
И напоследок единственное из поездки фото из разряда "я тут был", которое попросил сделать мимопроходящего туриста.