Тайский монастырь Ват Чалонг, о.Пхукет

Mar 23, 2010 23:23



Для меня одним из основных мотивов поездок в Азию была и остается буддийская культура и искусство. Не скажу, что я считаю себя в полной мере буддистом, но чувствую определенный интерес и причастие к этому направлению мировой культуры.

Буддизм, как часто подчеркивает Далай Лама, это не столько религия, сколько некое практическое наставление для постижения окружающего мира, и Вера здесь занимает не приоритетное положение - буддийские наставники призывают проверять на практике все их поучения и это может сделать каждый.

Еще один "крючок", которым меня цепляет Азия, - это доброжелательный и спокойный настрой людей. И за ним я пока, к счастью, не почувствовал никакого притворства или лживости. Думаю, что эа этим настроем стоит буддийское если не воспитание, то, по крайней мере, окружение людей, среда в которой они находятся. Поэтому для меня было очень интересно и важно побывать в аутентичных буддийских храмах и окунуться в такую атмосферу.


Наиболее почетаемым буддийским монастырем на острове Пхукет является Ват Чалонг.



История
(при поддержке Wiki)

Одно из первых упоминаний о храме относится к 1876 году, когда его настоятелем стал монах по имени Луанг Пхо Чем. Он был замечательным лекарем и костоправом, однако снискал народную славу, когда возглавил сопротивление против вспыхнувшего восстания китайских рабочих, добывавших на Пхукете олово.

Толпы мятежником врывались в дома Пхукет-тауна, выносили все ценное, убивали жителей. Постепенно восстание смещалось к югу, в сторону монастыря Ват Чалонг. Туда стекались многочисленные жертвы бандитов. Там они получали рис и первую медицинскую помощь.

Луанг Пхо Чем:


Наконец, стало ясно, что скоро китайцы ворвутся в монастырь. Жители окрестных деревень в ужасе разбегались, уводя с собой монахов. Луанг Пхо Чем отказался покинуть монастырь вместе со всеми, аргументировав это тем, что его жизнь не представляет особенной ценности, поэтому он не видит смысла ее спасать. Своим примеров он вдохновил и монахов, и деревенских жителей - многие остались защищать свои дома.

Луанг Пхо Чем разорвал несколько монашеских роб на повязки-талисманы, на каждой из которых он написал одну из букв тайского алфавита, и раздал их своим сподвижникам.

В течение всего сражения с китайскими бандами Луанг Пхо Чем возглавлял монахов, оказывающих медицинскую помощь раненым. Сам он был прекрасным лекарем-костоправом. Кроме того, монах предложил деревенским жителям нанести контрудар по повстанцам в тот момент, когда те рассредоточились и заняли мародерством.

Победа была одержана, что принесло дополнительную известность и монаху лично, и монастырю Ват Чалонг. Именно после этих событий монах был объявлен настоятелем Вата Чалонг.

Сегодня зданиях на территории монастыря находятся скульптуры и изображения Луанг Пхо Чема, к которому приходят с молитвами тайцы.

Постройки на территории монастыря

На территории монастыря есть несколько зданий, среди которых первым брасается в глаза длинный острый шпиль Ступы Пхра Махатхат (Phra Mahathat Chedi). Ее строили в 1999 - 2001 годах для хранения праха Будды (фрагмента кости плеча), подаренного королю Тайланда Раме 9 правительством Шри-Ланки в 1999 году на 72-летие:



Небольшая башенка с колоколом перед Ступой:


Очень часто в тайских храмах можно увидеть, что лестницы украшены длинными статуями драконов (или змей). Встречаются экземпляры с одной и пятью головами:


Статуя Будды на внешней стене Ступы:


Орел Гаруда изображен на гербе Таиланда и часто встречается в виде скульптур, изображений и барельефов на храмах:


Колокольчики вносили очень позитивный настрой своим мелодичным звоном. Их подвешивают где только можно на территории храмов:


В Ступу можно зайти (в отличие, например, от Будданатха в Катманду), предварительно разувшить у входа. Если на вас надето слишком мало одежды, то на входе вам вежливо предложат накидку на плечи.

Первое, что бросается в глаза на первом этаже - это множество статуй Будды в различных позах. Каждая поза соответствует определенному дню недели.

На втором этаже находится большая мраморная статуя Будды, окруженная несколькими статуями меньшего размера:


Обезъяна и слон подносят Будде еду и воду, когда тот вышел из длительной медитации изнеможденным, но просветленным - фрагмент одной из небольших статуй. Трогательно.



Если подняться еще выше, то сначала мы попадем на открытую площадку, в центре которой возвышается надстройка со шпилем. Внутри надстройки находится небольшое помещение, в цетре которого за стеклянным колпаком можно увидеть небольшую чашу с прахом Будды. Пространство вокруг чаши украшено белыми лотосами и драгоценными самоцветами.





Дух, конечно, перехватило от осознания того, что было передо мной. И рядом со мной было несколько тайцев, которые неподвижно сидели в молитве, не обращая никакого внимания на множество вездесущих туристов.

С такой высоты открывается вид на остальные постройки монастыря:

1. Главный храм монастыря (Убосот), собственно ват Чалонг, в котором проводятся все обряды. Храм не доступен для посетителей, только для монахов и исключительно на период проведения служб. Все остальное время убосот закрыт. К тому же по состоянию на март 2010 он весь находится в строительных лесах - идет раставрация.

2. Крестообразная вихара - павильон, в котором находятся статуи Луанг Пхо Чема и его учеников, где проходит обряд гадания.



Орел Гаруда (с крыльями) топчет ногами дракона:


Большие вазы с песком перед входами в вихару, куда втыкаются палочки-благовония:


Статуи трех монахов (Луанг Пхо Чем, по-моему, тот, который ближе к зрителю) находятся в центральной части вихары. Издалека похоже, что статуи большей частью позолочены. Так оно и есть: статуи монахов обклеены множеством небольших квадратных листочков сусального золота. Такие листочки продаются в лавках около храма. Прихожане смачивают золотой листочек водой и прикладывают к статуе. Существует поверье, что если приложить листочек к статуе в том месте, которое у человека болит, то он исцелится (так же стоит иметь ввиду, что эти монахи были лекарями):


Перед статуями монахов находится место для молитв и гадания. Гадать можно двумя способами.

Способ 1: человек мысленно задает себе вопрос, после чего берет в руки 2 деревянных бруска, сделанных из корней бамбука в виде двух половинок манго, трясет их и бросает на пол. Если бруски легли одной стороной вверх, то ответ НЕТ. Если разными - то ДА.

Способ 2: человек берет в руки длинный стакан с множеством палочек и трясет его перед собой так, чтобы из стакана выпала одна палочка. Потом надо поднять палочку и найти на ней номер. Далее человек подходит к специальному шкафу неподалеку, находит ящик с номером палочки и вытаскивает из него листок с предсказанием на ближайшее будущее. Но пусть вас не удивляет, что предсказание написано только по-тайски и по-китайски.

Вот как это выглядит со стороны:


Здесь хорошо видны листочки из сусального золота:


Это тоже местный:


Панно на ставнях:




"Колокольня":


Перед вихарой установлена бетонная статуя слона в полный рост. По преданию, если потереть живот статуи, это принесет удачу:


Каждые 5 минут на территории Ват Чалонга раздаются громкие (почти оглушительные) взрывы петард. Таким способом монахи в лице специально обученного человека в наушниках, который заряжает и поджигает снаряды, отгоняют злых духов. Это действо происходит в специальной "печи" неподалеку от вихары:



- Кути Луанг Пхо Чема. Строение из темного дерева на сваях, в котором жил Луанг Пхо Чем в тот период, когда был настоятелем монастыря. Дом был восстановлен в соответствии с сохранившимися фотографиями, изначальная постройка до наших дней не дошла.







3. Жилище настоятеля (кути). Единое здание, в котором находится келья настоятеля и административные помещения храма. Здесь хранится посох Луанг Пхо Чема.

4. Крематорий и зал прощания. В зале прощания устанавливается гроб с телом умершего, после чего проводится обряд прощания (в соседнем павильоне). Затем гроб переносят собственно внутрь крематория и сжигают в печи, которая и занимает 90 % его площади.

Монахи в оранжевых одеждах направляются к павильону крематория. Спустя несколько минут туда подъехала траурная процессия. С виду она не выглядела мрачной: люди были одеты в белые одежды (белый - цвет очищения и освобождения от земных страданий), и их сопровождала довольно оптимистичная музыка:



Таковы мои впечатления о Ват Чалонге.

буддизм, Пхукет, Таиланд, путешествия

Previous post Next post
Up