Первые два дня мы передвигались по Анкгору от храма к храму малого круга на машине с водителем. Стартовали как можно раньше утром - как правило, получалось в 7 часов. Это как-то гарантировало, что в первых двух храмах мы будем практически одни, а основная масса туристов (в основном это были шумные корейцы) уже будет идти за нами по пятам.
Так мы проехались по малому кругу, а на следующий день отправились в отдаленные места: храм Banteay Srei и «реку тысячи лингамов» или Kbal Spean - это к северу от Ангкора, а во второй половине дня погнали на юг к озеру Tonle Sap.
Велосипед
На машине, конечно, круто ездить, но все-таки хотелось полного контакта с местом, так, чтобы ноги чувствовали расстояния. Поэтому на третий день мы распрощались с водителем и взяли на прокат велосипеды. Такие обычные городские велосипеды без наворотов и переключателей скоростей за $1 в день.
Это был здорово! Мы не спеша сделали большой круг со всеми остановками и уже к 5 вечера с ноющими задами, но довольные собой расслаблялись в отеле.
Надо сказать, что дорожное движение в городе хаотичное и правила там никто не стремится соблюдать. Но за счет того, что средняя скорость потока, примерно, 20-30 км/ч, на велосипеде чувствуешь себя вполне комфортно. Единственное, что все-таки напрягало - это нерегулируемые перекрестки. Не забуду их.
Тук-тук
Также для передвижения по Ангкору можно воспользоваться услугами тук-тука: полуоткрытой мото-коляски с водителем. Это также очень распространенный способ передвижения, и не только в Ангкоре.
Тук-тук, как правило, можно найти вблизи гостиниц или непосредственно при въезде в Ангкор. Его арендуют на день и, заранее обговорив маршрут и цену с водителем, отправляются в путь. В принципе, любой водитель сможет и сам предложить вам оптимальный, с его точки зрения, маршрут.
Автобус
Из Siem Reap мы планировали попасть в Phnom Penh (столицу Камбоджи), а оттуда - в Дельту Меконга, что уже на вьетнамской территории. Мы могли выбирать из нескольких видов транспорта: скоростная лодка (типа «ракета» на подводных крыльях, которая идет по озеру Tonle Sap и одноименной реке до Phnom Penh), автобус, такси, самолет, железная дорога.
Такси и самолет не устраивали по цене. Железная дорога, как выяснилось перед поездкой, представляла из себя древнюю колею времен французского протектората, по которой со скоростью 20 км/ч ходит бамбуковая платформа, которую приходится снимать с рельс и разбирать, когда на встречу движется такая же платформа.
Всерьез рассматривали скоростную лодку и автобус. В итоге остановились на туристическом автобусе Delta Express по той причине, что он стоил $5 против $25 за место в лодке и шел быстрее, но романтики, конечно, в нем было меньше. На ресепшне отеля заказали и купили билеты на первый утренний автобус, и на следующее утро в назначенный час за нами приехал минибас, который доставил нас и других таким же образом подобранных пассажиров на автостанцию. Это очень распространенная практика развозки (pickup) и в Камбодже, и во Вьетнаме.
Пешком
Phnom Penh нас встретил толпами тук-тукеров и мототаксистов, желавших прокатить по городу или доставить нас в любую его точку. Мы не воспользовались их услугами, поскольку наш отель находился в нескольких минутах ходьбы от остановки автобуса. Стоит отметить, что для азиатских городов характерны узкие тротуары и оживленное дорожное движение, в котором преобладают мотоциклы и скутера. Поэтому перемещение по городу пешком на большие дистанции не всегда может быть спокойным и приятным. Лучше брать такси или тук-тук.
Иногда все-таки возникает необходимость перейти улицу с плотным движением, где нет поблизости светофора (впрочем, и его наличие тоже не дает гарантий). Никто из участников движения специально останавливаться и пропускать пешехода не будет, максимум притормозят или сменят траекторию движения. Поэтому надо набраться смелости и наглости и начать пересекать поток, делая как можно меньше резких движений и не теряя самообладания и визуального контакта с водителями. Невероятно, но факт: такой метод работает.
Лодки
Из Phnom Penh мы рассчитывали плыть на лодке по реке Меконг в Дельту Меконга. Купили в отеле экскурсионный пакет, включавший в себя трансфер до границы Камбоджи и Вьетнама, переход границы и далее путешествие по самой Дельте. Предполагалось, что большую часть пути мы проделаем на лодках, однако по ходу действия больше половины переездов в Дельте были по суше, что немного расстраивало.
Водный транспорт предлагает 2 вида лодок: обычная и скоростная. Оба типа лодок оснащены моторами, разница в их мощности и, соответственно цене поездки.
Половину дороги до границы Вьетнама мы проделали на минибасе, остаток пути - на обычной лодке с мотором. Вот как она выглядит.
Под крытой частью лодки оборудованы скамейки для пассажиров, однако, шум мотора и запах топлива комфорта не добавляют. На корме оборудован туалет полуоткрытого типа. Проникнув туда и встав в полный рост, я обнаружил себя с головы по пояс на улице. Ветер трепал мои волосы, взгляд устремился вдаль, и я забыл о цели своего визита.
Также интересно побывать на самом носу лодки - там тише, чем в салоне и также захватывает дух, как в туалете.