В середине февраля 2010 в Пушкинском музее (Москва) завершилась временная выставка серии гравюр известного мастера Утагава Куниёси "Сорок семь самураев". Я, к счастью, не упустил возможности побывать на той выставке, поскольку:
- никогда не видел в оригинале гравюры Куниёси
- работы Куниёси, а также сама история о сорока семи самураях послужили мощьным источником вдохновения для мастеров японской татуировки
Сегодня я начинаю постепенно выкладывать изображения этих гравюр с небольшими текстовыми описаниями из жизни каждого самурая, которые были представлены на выставке.
Гравюры описывают популярное японское народное предание о мести сорока семи бывших самурев (или ронинов, дословно - "скитающийся человек", 浪人) за смерть своего господина. Они действовали согласно духу Бусидо (Пути воина) и знали, что за свои действия поплатятся жизнью, однако восстановление чести своего господина ставили превыше своих жизней. Ронины были похоронены в том же монастыре, что и их господин. Их могилы с тех пор стали объектом поклонения, а одежду и оружие их, как говорят, до сих пор хранят монахи Сэнгаку-дзи.
Действие предания происходило зимой 1702-1703 годов, и сложно даже сопоставить и представить, что в это же время где-то в болотах Невы Петр I строил Петербург, а на другом конце света самураи драматично отстаивали честь господина.
Подробнее об истории "Сорока семи ронинов" читайте
в википедии, например.
Сюжет "Сорока семи ронинов" стал популярным среди японских художников, работавших в технике гравюры на дереве. Среди них были и такие известные мастера как Утамаро, Тоёкуни, Хокусай, Кунисада и Хиросиге. Однако самой популярной признана серия работ Куниёси.
Внешне гравюры представляют собой оттиск контуров изображения и текста на бумаге, которое дальше художник ракрашивал вручную.
Возвращаясь к тебе японской татуировки. Простые японцы обрели в лице "Сорока семи ронинов" пример мужества, смелости и верности традициям Бусидо. Поэтому изображения самураев и сцен из их жизни стали украшать тела крестьян, которые хотели быть похожими на своих героев и так же олицетворять их доблестные качества.