Пять вечеров с Голливудом 50-х.

Mar 26, 2011 17:00

Люблю фестивали. Атмосферу. Люблю буклетики-книжечки с информацией подробной. Тематический подбор фильмов. И зал знатоков и ценителей, а не просто зрителей, и апплодисменты после сеанса, как в театре. О фестивале «FILM NOIR. Другая сторона Голливуда» узнала случайно, но тут же метнулась в киноцентр и купила абонемент. Условием приобретения абонемента было - выбор не менее 5-ти картин. Вот и выбрала.
Первыми - фильмы Джона Хьюстона, о котором мне так художественно напомнил Клинт Иствуд своей картиной «Белый охотник, чёрное сердце». Я писала и о фильме Иствуда и Джоне Хьюстоне самом двумя неделями раньше. Вот, ведь, предчувствие.
«Мальтийский сокол» 1941г. и «Асфальтовые джунгли» 1950г. Джона Хьюстона.
Взяла «Сансет бульвар» Билли Уайдера 1950г. Само название мне известно, не помню откуда, при этом ничего более. Вот и решила наполнить содержанием это словосочетание. Да ещё это - фильм первого дня, а я люблю открытие фестивалей.
Далее - «Убийство» Стенли Кубрика 1956г. Поскольку по «Культуре» тут в ночи не так давно посмотрела «Заводной апельсин» его с молодым МакДауэллом, захотелось сравнить с тем, что Кубрик снимал лет на двадцать раньше.
А пятый - «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича 1955г. Понравилось название.

Полная программа фестиваля на сайте организаторов здесь:
http://tourdefilm.livejournal.com/14599.html#cutid1

Коллаж из буклета, подготовленного организаторами фестиваля.



Небольшая вводная.

Авторами первой книги о нуаре,вышедшей в 1955 году,  были французы Раймон Борде и Этьен Шаметон. (noir = фр. чёрный)
Классический чёрно-белый нуар, действительно имеет характерный стиль. Почти во всех фильмах классического нуара можно увидеть как при помощи освещения получается таинственный и отчуждающий эффект. Техника low key сталкивала свет и темноту, затемняла лица, помещение, городской ландшафт и создавала эффект убийственной неизвестности, опасности... 
Нуары, как правило, построены по двум основным моделям - фильма-расследование и фильма-ловушки. Расследования ведутся часто сыщиками или теми, кто берётся за их роль.  Фильмы-ловушки ставят в центр внимания отношения мужчины и роковой женщины, не случайно нуар иногда называют "женским триллером"  или видом мужской мелодрамы. Роковая женщина - прекрасная и опасная - важный образ нуара. Она почти всегда стоит на пути расследования и легко заставляет героя полюбить себя...
В фильмах-нуарах никому нельзя верить ни на кого нельзя положиться. Это мир, лишённый каких-либо значений, кроме тех, которые творит сам человек, а более позитивный аспект заложен в таких словах, как: "свобода", "аутентичность", "ответственность", "абсурд".

Анжелика Артюх, из статьи "Фильм нуар: когда стиль становится жанром".

«Сансет бульвар»  - мостик от предыдущего фестиваля, посвящённого немому кино Голливуда, к нынешнему, поскольку героиня фильма - звезда немого кино стареющая и всеми забытая в унылом особняке-дворце. Мне показалось всё несколько гротесковым: и героиня миллионерша, живущая в своём мире, в своём прошлом, и интерьеры, а может, и нет. Ведь, в действительности, технический прорыв к звуку образовал пропасть между немым и звуковым кино. Выбросил из кинопроизводства звёзд, суперзвёзд, при въезде на Paramaunt: «Эта студия создана на моих фильмах». Никакая другая новая технология не являлась таковой: ни цвет, ни компьютерные спецэффекты, ни 3D. И героиня твердит как заклинание: «Зачем эти диалоги, я всё могла сказать своим лицом».

А музыка всё ж в духе немого. Вот буквально: подход к окну - тревожная мелодия громко.
И наряды, шляпки, вуаль; ещё автомобиль.

Хотя с какого-то момента сюжет становится предсказуем. Что ж ожидать от союза бедного журналиста, взявшегося за редактуру сценария взбалмошной стареющей звезды, написанного для себя великой, да ещё сюжет - «Соломея». При этом переезд в её дом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Но впечатление это не испортило. Человеческая трагедия, преданность, любовь, смерть.













Перед каждым фильмом выступал Консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Санкт-Петербурге Эрик Джонсон. Он так не формально и на хорошем русском языке рассказывал о каждом фильме перед началом просмотра, давал пояснения и делился личными находками.

Интересные факты.
- Главную роль сыграла Глория Свенсон - супер-мега-звезда немого кино, которая вернулась на экраны в этом фильме спустя почти 30 лет забвения.
- Билли Уайдер - режиссёр известной комедии «В джазе только девушки».
- В Америке «Сансет бульвар» считается шедевром Голливуда, по сей день.

«Мальтийский сокол» - великолепный. Безумно обаятельный герой - решителен, непредсказуем, умён, ироничен и главное шутит, когда всё совсем плохо и кажется безнадёжно. Это есть в оригинале и сохранено в переводе. Не удивительно, что Хамфри Богард - исполнитель роли частного детектива Сэма Спейда, стал Голливудским кумиром.
А мода: эти двубортные костюмы и шляпы, даже если и не в пальто. (Утраченный мужской головной убор, а жаль, украшает.) Курит и улыбается… женщине, полицейским, даже бандитам, когда дуло пистолета, направлено в грудь. История с быстроменяющимися ситуациями раскручивается и вовлекает в действие всё новых персонажей по нарастающей,  пока не сводит в итоге всех вместе, разбросав некоторых трупами по ходу.  Роковая красавица, конечно, присутствует в фильме: сначала - заказчица, потом - жертва, а на самом деле - безжалостная убийца. И Мальтийский сокол - загадочное сокровище с кровавым шлейфом и красивой легендой своего возникновения, отнесённой на несколько столетий назад от времени повествования, появляется, наконец, перед зрителем, и, кажется, даётся в руки искавшим его, ан нет. Оказывается в итоге «материалом, из которого делаются мечты»

Такой несколько странно-необычный кинематографичечкий язык. Моментами ловила себя на мысли, что фильм похож на телеспектакль. Всё снято стационарной напольной камерой или двумя, может, тремя. Это понятно и заметно, мне, во всяком случае. Но не мешает. Сложные многоплановые «длинные»  кадры, как например: он наклоняется к ней, крупный план его её лица и тут же переход на занавеску развевающуюся на ветру из открытого окна, окно, улицу за окном, дом, подъезд на той стороне улицы и мужскую фигуру в пальто и шляпе у стены. И всё это в комнате освещённой лишь торшером и в темноте ночного города - вот классический чёрный кадр стиля нуар. Я бы лично, выбрала этот из «Мальтийского сокола».  И тени - чернее чёрного.
А музыкальное сопровождение в духе немого кино, как я уже определила. Звуковая иллюстрация к эмоциональной волне через весь фильм.













Интересные факты, рассказанные Эриком Джонсоном:
- «Мальтийский сокол» - первый фильм Джона Хьюстона, переехавшего в Лос-Анжелес из Европы, и первый нуар в истории кино.
- Фильм - экранизация детектива Дэшила Хэммета, который сам в сою очередь служил в детективном агентстве.
- В 1931 и 1936 г. были предприняты две попытки экранизации, но не очень удачные. Режиссёры, как сказал Эрик Джонсон пытались улучшить книгу. Джон Хьюстон сохранил первоисточник и главное, диалоги (вот это-то все оценили, похохатывая при просмотре, где надо).
- Актёрский ансамбль так понравился зрителям, что почти полностью был снят следом в фильме «Касабланка» реж. Майкл Кёртиц.
- Главную героиню, такую лживую красавицу сыграла звезда немого кино - Мэри Астор.
- Роль главного злодея исполнил британский актёр Петер Лорре. Вторая атомная бомба, сброшенная на Нагасаки, была названа именем этого злодея -Fatman.

«Целуй меня насмерть» - уже другой. Если детектив Сэм Спейд из «Мальтийского сокола» живёт по своему собственному кодексу чести, то Майк Хаммер - циничен, берёт от жизни как можно больше и как можно проще, зарабатывает на слежке за неверными супругами, сам не прочь лечь в постель по заказу, или секретаршу свою кому надо подложить. Но вот подбирает полуодетую девушку на ночном шоссе, и всё летит к чёрту. Сам едва выживает, но погибшую попутчицу забыть не может, хотя должен.

И если в «Мальтийском соколе» предмет интереса всех участников событий вынесен текстом на экран сразу после начальных титров, то здесь до последних минут остаётся загадкой, что разыскивают все втянутые в эту историю, даже через смерть, через риск смерти, страх смерти. И это самое иного рода, не вещь из легенды, покрытой пылью веков, наоборот, скорее нечто из будущего, обращённое в будущее, дающее владельцу особые возможности, не просто деньги. Здесь присутствует некий элемент fantasy.
А страх-то настоящий, через экран передаётся,  и интрига держит в напряжении до конца.  Злодеи жёстче, трупов больше. Подружка или соседка погибшей девушки напугана и беззащитна в своих мольбах о помощи к Майку, но хладнокровно жмёт на курок пистолета в конце. Герой ходит по кругу, буквально - те же персонажи, но каждый раз на новом информационном витке. Смерть неизбежно сопровождает его в этом движении к разгадке.

Майк Хаммер, не так утончённо, как герой предыдущего фильма, и в некотором смысле, соответствуя своей фамилии, выходит молодцом из любой ситуации, хотя пистолета не носит, полиция лишила его лицензии и права ношения оружия. А вот, кстати, Сэм Спейд просто не носит оружие, не смотря на то, что дома и есть пистолет. Не могу удержаться от сравнения героев. И что занятно, тому и другому помогает верная подруга, секретарша. Какие смелые девушки служат в частном сыске. Или это любовь движет ими.

Разрыв в десятилетие отразился на визуальном ряде. Более привычен, что ли. Но виртуозно снят: статичные кадры, планы комнат, лестниц, что пролётами рассекают экран, как линии чертят, как графика на листе, а не фрагмент интерьера в кадре. И, безусловно, начало: бегущие босые ноги по асфальту вдоль разметки полотна дороги, и фары в черноте ночи на женский силуэт.
А вот музыка уже оживает чуть-чуть. Нат Кинг Коул звучит из радио в машине. Романтично.
Финал несколько расстроил. Слишком очевиден политический подтекст последних кадров, узнаваемый силуэт взрыва.

















Интересные факты:
- На этот раз Эрик Джонсон принёс не только книгу с романом, но даже молоток. И объяснил, сто если ты сам - молоток, то все вокруг тебя - гвоздики, такая поговорка существует в Америке. (hammer = англ. молот, кувалда; молоток)
- Нуар Роберта Олдрича - лучшая адаптация романа Микки Спиллейна. Его романы были бестселлерами. 
- Если «Сансет бульвар» и «Мальтийский сокол» - шедевры Голливуда, то «Целуй меня насмерть» считается культовым фильмом. 
- «Целуй меня насмерть» - любимый фильм Тарантино, и чёрный кейс со светящимся содержимым в «Криминальном чтиве», заимствован из фильма Роберта Олдрича. Надо же! Но, посмотрев фильм, уже трудно абстрагироваться от этого знания.

Вот здесь классный двухминутный трейлер к фильму «Целуй меня насмерть», смонтирован очень современно даже по меркам сегодняшнего дня, как мне кажется, хоть и 50-е: http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/1870/

Сейчас, когда оммаж везде и всюду, в сценариях, в режиссёрских приёмах, в критических статьях, особенно ценно подлинное авторство. Джон Хьюстон был по-настоящему первым. Ему удалось снять фильмы, от которых начинается отсчёт.

«Асфальтовые джунгли» - фильм об ограблении. Уж сколько их снято за последние десятилетия. А схема-то с 50-х не меняется. Вдохновитель-организатор - здесь - Эрвин «Док» Риденшнайдер. Он знает, где и что надо брать, разрабатывает подробный план, подбирает команду: взломщика сейфов, который буквально на каждый тип замка имеет личный хронометраж на вскрытие. (Мне слово «медвежатник» не очень нравится, хотя фильм такой есть, и Де Ниро там им был.)  Далее - водитель надёжный обязательно, что не сбежит вместе с машиной, даже если полиция весь квартал обложит, и крепкий парень, что устранит всякого, кто возникнет на пути. Да! Финансирование - адвокат с домами, машинами, с юной любовницей (Мэрлин Монро) в отдельных апартаментах.

В анонсе к фильму сказано, что в блестящий план вмешивается рок. Нет, не соглашусь. Наши-то современные тщательно подготавливали пути отхода всегда. И этот второй план мог быть не менее виртуозен, чем само ограбление. Но тут имеет место развитие темы.
Да, и стукачи были всегда.

А вот в фильме Хьюстона, мне кажется, помимо основных персонажей присутствует ещё герой второго плана - случай. Выстрел полицейского уже в падении, когда его вырубили, приводит к проникающему ранению в брюшную полость. Попробуй, выживи, коли в больницу нельзя. Пустяковая, казалось, скользящая рана кровоточит сутками, когда с каждой каплей уходят силы. Попробуй дёрнутся, коли облавы кругом. Задержка в кафе на три минуты пока девчонка задорно танцует под мелодию музыкального автомата, когда патруль подходит к окну и наблюдая за наблюдающими, узнаёт грабителя по портретам в газетах. Попробуй сбеги, коли два парня с пистолетами и дубинами по бокам.

Здесь нет героя-одиночки, персонажей несколько. Для зрителя, для меня точно, актёры неизвестные. И нет особых симпатий и пристрастий заранее. Они возникают в процессе просмотра, скорее к характерам, образам. Какое редкое ощущение сейчас, когда без знакомого лица не обходится ни один кино-проект. В этом фильме для меня главным героем стал Дикс - выходец из Ирландии, потомок фермеров, отец держал коней. Дикс всё вспоминает чёрного жеребца. Он, пожалуй, самый жалкий: бездельник, играет на скачках в долг, поскольку проигрывает всегда. И нанимают-то его в качестве громилы - самый недорогой участник команды грабителей.  Но, в нём есть достоинство, то ли от корней Ирландских, то ли от предков-фермеров, что считали себя хозяевами на своей земле веками.  И девчонка в него влюблена, обычная такая, но готова мчаться с ним за тысячу миль. У Дикса есть цель, как у всех, в этой операции. Его цель - вернуться на родную ферму. «Домой возвращаются только неудачники», - говорит «Док». Но Дикс и в ограблении-то участвует только ради этого. Он единственный, кому удаётся вырваться из асфальтовых джунглей, кто достигает цели. Это - то возвращение, о котором думают многие.
И последнее, что ощущает Дикс кожей - тёплые мягкие губы лошади, что тыкается в его лицо.

Какие тени гребёнкой от круглых пуговичек на платье...







На этот раз опоздала на вступительное слово Эрика Джонсона. Все улицы в районе Пяти углов были забиты, еле протиснулась. Но вошла, когда он говорил о Мерлин Монро. Здесь первая её роль в кино, юная глупая любовница адвоката. Эрик Джонсон так говорил о ней эмоционально, называл то конфеточкой, то секс-бомбой. Извинялся, что в коллаже буклета использовали кадр не из этого фильма.
- Основой сценария послужил роман Уильяма Рили Барнетта.
- Нуар «Асфальтовые джунгли» породил моду на фильмы об ограблениях и криминальные боевики - caper film.

На этот раз начну с вступительного слова. Иначе никак.
Эрик Джонсон выразил сожаление, что в переводе теряется смысл. Дикс в предыдущем фильме «Асфальтовые джунгли» говорит, что хочет купить ферму. Мы-то понимаем буквально, выкупить ферму отца. НО! Оказывается, существует такое выражение «купить ферму». Что означает «сдохнуть», видимо «умереть». Я-то заменяю на более мягкий глагол, хотя может, зря.
Оказывается, Тарковский снял учебную короткометражку в стиле нуар, и эта его работа была показан в Институте Кинематографии в рамках этого фестиваля! Эх, не знала.

«Убийство» Стенли Кубрика.
Интересные факты.
- Это третий его фильм и второй нуар.
- Первый нуар Кубрика - «Поцелуй убийцы», где главный герой - боксёр, позаимствованный Квентином Тарантино. «Вообще, современные хорошие режиссёры учились у настоящих мастеров, мастеров нуара», - повторил несколько раз Эрик Джонсон. Позднее оказалось не спроста.
- Фильм «Асфальтовые джунгли» был первым фильмом-ограблением, и Стенли Кубрик снял свой фильм «Убийство» продолжив тему, я бы сказала, открытую для кинематографа, Джоном Хьюстоном.
- Более верный перевод - Большой куш.

Ограбление ипподрома на дорогом заезде. План с множеством деталей и чётким распределением ролей для участников. Команда большая и пёстрая. С самого начала фильма повествование нелинейное. Кубрик вводит героев с одной временной точки, показывая последовательного каждого с возвратом в исходную: «А два за два часа до этого полицейский… приехал в…, чтобы решить свои личные дела», решает; и опять: «На два часа раньше…», и, поехала история следующего, на этот раз кассира ипподрома: семейная сцена, ссора с женой, которая мужа дурит, и полагает, что всех перехитрить может. Поначалу этими возвратами во времени он меня даже запутал, хотя, что уж... современный зритель тренирован «Бешеными псами» и «Криминальным» чтивом». Хм.
И этот приём повторяется далее по ходу истории.

Главного героя - Джонни играет Стёрлинг Хайден, тот же, что играл Дикса, полюбившегося мне в предыдущем фильме. Джонни всё контролирует, компаньоны ему доверяют. Он привлекает двух человек, стрелка, чтоб убить фаворита, во время скачек, и борца, чтоб затеять драку в баре и отвлечь охрану ипподрома. «Их имена вам не надо знать».

А вот раскрутка всего ограбление на экране - главный сюрприз, не смотря на известность художественного приёма, а может благодаря.
Собственно операция начинается с момента объявления по ипподрому о подготовке седьмого заезда. И эта фраза диктора повторяется раз за разом с некоторым временным интервалом иногда вместе с кадрами вывода лошадей на старт, поскольку ограбление показывается несколько раз с позиции разных участников: стрелка, кассира, полицейского и т. д.. Шикарный эпизод с дракой. Не просто обмен ударами. У Кубрика это - настоящие трюки. Но вот новый заход уже с рассказом о том, что проделал Джонни этом деле; и борец, которого только что уволокли охранники сквозь толпу зевак, вновь в кадре и рубашка цела (ничё не напоминает).
А вот попытка отнять украденное, вызвала восхищение. То есть, один выстрел, залп в ответ, камера отъезжает, все валяются мёртвые, разом (где-то я уже это видела). Один недострелянный сбегает, чтоб произвести ещё один мстительный выстрел и грохнуться; мёртвое лицо и птичка в поваленной клетке живенько так посвистывает рядом.
Я испытывала сложное чувство от увиденного на экране и открытия для себя первоисточника, оригинала.

В музыкальный ряд Кубрик ввёл джаз, блюзовые мелодии, но не удержался, и это нагнетающее сопровождение: тра-та-тааам по прежнему звучит в соответствующие моменты. А вот интересно, только в "Асфальтовых джунглях" я не отметила особо музыку. Не резала слух?

Ещё эти кадры со скачек - лошади в бешеном галопе, и в аэропорту - самолеты на взлётной полосе с запущенными двигателями, турбовинтовыми тогда - такой динамичный фон. Ещё присутствует специфический юмор, диалоги кассира с женой доведены до идиотизма, недостреляный просто нереальный, вот что это - некий акцент на отдельных персонажей? Подсказка концовки таким образом?
И какая ирония в финале. Кубрик приятно удивил.




Фильмы на рутрекере с профессиональным многоголосовым закадровым переводом. Фильмы на фестивальных показах шли на оригинальной 35-мм плёнке и с субтитрами на отдельном полотне, вне кадра.
Скачать можно здесь:
«Сансет бульвар» http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2546136
«Мальтийский сокол» http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3209556
«Целуй меня насмерть»http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2763154
«Асфальтовые джунгли» http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=927874
«Убийство» http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1298549

Из истории возникновения стиля film noir.
В период затишья между Великой депрессией и Второй мировой войной в США на всём - от небоскрёбов и кинотеатров до зажигалок и авторучек - было видно сильное влияние процветавшего в те годы стиля ар-деко. Зародившееся в Париже в 1920-х, это течение в искусстве 1930-х достигло своего апогея в США в производстве изысканных автомобилей - не только «фордов», «чеви» и «крайслеров», но и канувших ныне в лету «студебеккеров», «паккардов» и «нэшей» - и железнодорожных вагонов: самый стильный в мире поезд Санта Фе Супер Чиф, курсировал между Чикаго и Лос-Анжелесом. Казалось, что для ар-деко - сплава ар-нуво, модернизма, футуризма, конструктивизма и кубизма - всё было возможно: его творения оказывались сразу и современными, и элегантными, и функциональными, и роскошными, что служило идеальным «задником» и декорациями для сугубо городского по своей сути жанра - film noir.

Кроме ар-деко, film noir черпал свои образы из других визуальных источников того времени: моды (строгий костюм, облегающие платья с широкими плечами, шляпы), искусства и фотографии. Хотя американский фотограф Альфред Штиглиц сыграл поворотную роль в превращении фотографии в общепризнанный вид искусства, в портретах 1920-30-х годов другого американского фотграфа Манн Рэя, жившего в Париже, широко использовалась игра света, теней и ракурсов съёмки - всё то, что стало отличительными чертами film noir.

Эта непрерывна культурная обратная связь между Европой и Америкой наиболее ярко проявилась в кинематографической предтече film noir. Созданная под впечатлением полнометражных картин итальянских режиссёров «Нетерпимость» (1916) Д.У, Гриффита, в свою очередь вдохновила немецких и австро-венгерских кинематографистов. Стилизованные и символичные фильмы немецких экспрессионистов 1920-х годов превратили чёрно-белое повествование в новый вид искусства, который чуть позже покорил американских и британских режиссёров от Орсона Уэллса до Альфреда Хичкока. После своего прихода к власти в 1933 году нацисты объявили это искусство развратным и дегенеративным, и в Третьем рейхе работа для этих немецких и австро-венгерских режиссёров стала невозможной. Это заставило таких режиссёров, как Фриц Ланг, Билли Уайлдер и Отто Преминджер, переехать в Голливуд, где уже работали их соотечественники Эрнс Любич, Джозеф фон Штернберг. Массовый исход подхватил и талантливых операторов вроде Джона Элтона, и актёров - таких, как удивительный Петер Лорре. В результате всего этого film noir был подготовлен к появлению где-то на другой стороне Голливуда.

Притом, что визуальные корни film noir идут как из Европы, так и из Америки, сюжеты его - чисто Американские. Хотя отцом детективов считается Эдгар По (1840-е) только Дэшил Хэммет, в прошлом сотрудник сыскного агентства «Пинкертон», стал в начале ХХ века подлинным основоположником американского «крутого» детектива…

И всё сошлось в 1941-м, когда вышли две канонические ленты «Мальтийский сокол» и «Гражданин Кейн»...

После расцвета film noir в США в сороковые и пятидесятые годы ХХ века присущее ему послевоенное ощущение смутного времени быстро захватило режиссёров других стран - от японца Акиры Курасавы до француза Жана-Люка Годара. И хотя лучшие годы film noir, возможно, позади, его стилистика и эстетика продолжают жить в Голливуде и поныне благодаря набирающему силу потоку фильмов в стиле neo-noir и тому, что называется future noirs (шедевр Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы» 1982, и «Тёмный город» Алекса Пройаса 1998).
Эрик Джонсон, из статьи «Моя мечта в жанре film noir».

Послесловие.
После фильма Кубрика подрастроилась. "Эх, Квентин, ты, Квентин", - вздыхала я. Но сейчас, мне кажется, что иначе не могло быть. Всё меняется, жизнь меняется, технологии и, вряд ли, массовый зритель будет заполнять залы на эти картины. И джаз вот, аранжирован и перепет многократно с момента возникновения. Да если бы не "Криминальное чтиво" упомянутое многократно со сцены, в буклете к фестивалю, и у меня здесь, разве бы имели мы такого Хью:

image Click to view



image Click to view



Вот теперь точно - КОНЕЦ.

Искусство кино

Previous post Next post
Up