Ученье - свет...

Sep 25, 2010 15:26

 
Начинаю постигать принципы шведского образования. Во всяком случае, того, в котором принимаю непосредственное участие - обучение в т.н. высшей народной школе. Оно мега-демократично. Если ты не хочешь отвечать на занятии - тебя заставлять никто не будет. Если не сделал домашнюю работу - плевать. Если вместо того, чтобы заниматься математикой, ты сидишь и болтаешь с друзьями - твое дело. Если хочешь поспать утром или вместо учебы съездить на рыбалку -

Зато сразу видно, кто тут действительно собирается в университет, а кто просто потусить в школу пришел. Первых единицы. Что странно. Ведь большинству уже за 20, а они все ерундой занимаются. Ну ты уж или иди работай, или учись нормально. В таком возрасте уже можно определиться с целями в жизни. Понимаю, наши школьники после школы часто наугад идут поступать - лишь бы поступить, потому что так вроде бы принято. Не многие в 17 уже знают, чего от жизни хотят. А тут и в 22 не знают. У кого не спросишь, что после школы делать будешь? - Наверное, в университет пойду. А на кого? - Не знаю пока.

Основную школу они заканчивают в 15, кто в гимназию потом идет - в 18 ее заканчивают. Дальше, видимо, работают неизвестно кем и где. А потом решают вдруг, что надо бы и в универ поступить. И на пути в универ попадают в эту самую высшую народную школу. Мы сначала поняли так, что если у тебя оценки в предыдущих школах плохие, - можешь здесь их подтянуть. Но нет, здесь ты максимум что можешь получить - «зачет», грубо говоря. Потом в универ экзамены сдавать как всем.

Наш препод по обществознанию и религии Ингеберг сказал, что в школах и университетах все более классически выглядит - есть преподаватель, есть ученики, которые слушают учителя и потом задания разные делают. Здесь уже в который раз сталкиваемся с тем, что дома никто ничего не делает. Они даже книжки с собой не уносят, оставляют в классе, там есть коробки специальные, у каждого своя, можно учебные вещи оставлять. Вот представьте, пришли мы на занятие, скажем, по природоведению, в классе  уселись, перекличку провели. Половина класса встала и вышла - пошли учебники брать, как будто не знали, что сейчас именно природоведение, а не что-то еще. При этом один мальчик вдруг возвращается с учебником по истории, препод видит, обращает его внимание на это, мальчик говорит «Упс!» и садится на свое место. Еще раз выйти из класса и поменять книгу он уже не в состоянии.

Так вот, про домашнюю работу. Мы с Катей, как последние ботаны, все делаем и делаем что-то, а потом выясняется, что делаем это мы одни. Преподы потом и не вспоминают, что задавали что-то. Потому что ведь все равно никто ничего делает, и никому ничего за это не бывает. Так уж повелось. Доходит до смешного. На шведском обсуждали тексты, в котором автор берет какую-нибудь проблему и пытается найти ее причины. Обсудили готовые тексты. Четко прозвучало: теперь напишите свой текст - выберите проблему и найдите причины. Потом на занятии обсудим. Мы запарились, долго думали, про что писать, как писать… Накатали в итоге эти сочинения, решили сдать на проверку для начала, чтобы потом другим не пришлось читать наши безграмотные письмена, тем более они могут и не понять, что мы вообще имеем в виду. Сдали, разобрали их с Гюннель перед следующим занятием. Я у нее спрашиваю «Мы будем эти тексты на занятии обсуждать?». Она мне: «А ты хочешь?». Черт, да конечно я не хочу, просто, блин, это ж ваши слова были, что мы будем их обсуждать, зачем иначе мы мучились??? В итоге она сказала: «Можем обсудить, я подумаю». И что, спрашивается, мы будем обсуждать, если задание сделали только мы вдвоем??? Бред.

Еще поражает отношение к преподавателям. Составчик у нас тот еще - два пенсионера и беременная (сильно!!!) женщина.  Так когда ученикам что-то надо, они к ним не подходят (большая часть), а вопят «Малин, поди сюда!» и еще пальчиком поманить могут. И вот Малин со своим огромным пузиком носится от одного к другому. Как сказал все тот же Ингеберг, здесь нет никаких авторитетов.

А, еще про занятия расскажу. На природоведении проходим астрономию. Так Пелле решил, надо сделать модели планет. Сначала думали, объемные, с привлечением шаров и папье-маше, потом остановились на кружках из картона. И вот два занятия мы занимались тем, что вырезали из толстенного картона кружочки разного диаметра (Пелле в процессе обозвал меня леворукой женщиной из России), потом их раскрашивали, лепили на стену, потом еще листочки вырезали и писали на них основные факты про наши планеты. Очень познавательно.

На истории сейчас занимаемся проектами. У каждого своя тема, нужно подготовить доклад минут на 10. У нас по старинке задали бы это на дом, а на занятиях продолжили изучение другого материала. Здесь все иначе. Примерно на втором занятии нам озвучили это задание, и с тех пор на всех парах по истории мы должны сидеть и заниматься нашим проектом. Ну и занятий нормальных, естественно, нет.

А еще на обществознании Ингеберг нам доказывал, что Земля плоская. Зачем он это делал, я не поняла, но мы должны были его опровергнуть. Задание всех поставило в тупик. Тем более, Ингеберг так уверенно утверждал, что она действительно плоская. А как иначе? Иначе мы бы с нее упали. Вот посмотрите на пол, он же ровный? Ровный конечно. Где вы шар видите? Фотографии - фальсификация. Человек когда доходит до конца Земли, попадает в портал и возвращается обратно в точку, откуда начал путь. Вот и думайте. Было весело)
Previous post Next post
Up