Начинаю постигать принципы
шведского образования. Во всяком случае, того, в котором принимаю
непосредственное участие - обучение в т.н. высшей народной школе. Оно
мега-демократично. Если ты не хочешь отвечать на занятии - тебя заставлять
никто не будет. Если не сделал домашнюю работу - плевать. Если вместо того,
чтобы заниматься математикой, ты сидишь и болтаешь с друзьями - твое дело. Если
хочешь поспать утром или вместо учебы съездить на рыбалку -
Зато сразу видно, кто тут
действительно собирается в университет, а кто просто потусить в школу пришел.
Первых единицы. Что странно. Ведь большинству уже за 20, а они все ерундой
занимаются. Ну ты уж или иди работай, или учись нормально. В таком возрасте уже
можно определиться с целями в жизни. Понимаю, наши школьники после школы часто
наугад идут поступать - лишь бы поступить, потому что так вроде бы принято. Не многие
в 17 уже знают, чего от жизни хотят. А тут и в 22 не знают. У кого не спросишь,
что после школы делать будешь? - Наверное, в университет пойду. А на кого? - Не
знаю пока.
Основную школу они заканчивают в
15, кто в гимназию потом идет - в 18 ее заканчивают. Дальше, видимо, работают
неизвестно кем и где. А потом решают вдруг, что надо бы и в универ поступить. И
на пути в универ попадают в эту самую высшую народную школу. Мы сначала поняли
так, что если у тебя оценки в предыдущих школах плохие, - можешь здесь их
подтянуть. Но нет, здесь ты максимум что можешь получить - «зачет», грубо
говоря. Потом в универ экзамены сдавать как всем.
Наш препод по обществознанию и
религии Ингеберг сказал, что в школах и университетах все более классически
выглядит - есть преподаватель, есть ученики, которые слушают учителя и потом
задания разные делают. Здесь уже в который раз сталкиваемся с тем, что дома
никто ничего не делает. Они даже книжки с собой не уносят, оставляют в классе,
там есть коробки специальные, у каждого своя, можно учебные вещи оставлять. Вот
представьте, пришли мы на занятие, скажем, по природоведению, в классе уселись, перекличку провели. Половина класса
встала и вышла - пошли учебники брать, как будто не знали, что сейчас именно
природоведение, а не что-то еще. При этом один мальчик вдруг возвращается с
учебником по истории, препод видит, обращает его внимание на это, мальчик
говорит «Упс!» и садится на свое место. Еще раз выйти из класса и поменять
книгу он уже не в состоянии.
Так вот, про домашнюю работу. Мы с
Катей, как последние ботаны, все делаем и делаем что-то, а потом выясняется,
что делаем это мы одни. Преподы потом и не вспоминают, что задавали что-то. Потому
что ведь все равно никто ничего делает, и никому ничего за это не бывает. Так уж
повелось. Доходит до смешного. На шведском обсуждали тексты, в котором автор
берет какую-нибудь проблему и пытается найти ее причины. Обсудили готовые
тексты. Четко прозвучало: теперь напишите свой текст - выберите проблему и
найдите причины. Потом на занятии обсудим. Мы запарились, долго думали, про что
писать, как писать… Накатали в итоге эти сочинения, решили сдать на проверку
для начала, чтобы потом другим не пришлось читать наши безграмотные письмена,
тем более они могут и не понять, что мы вообще имеем в виду. Сдали, разобрали
их с Гюннель перед следующим занятием. Я у нее спрашиваю «Мы будем эти тексты
на занятии обсуждать?». Она мне: «А ты хочешь?». Черт, да конечно я не хочу,
просто, блин, это ж ваши слова были, что мы будем их обсуждать, зачем иначе мы
мучились??? В итоге она сказала: «Можем обсудить, я подумаю». И что,
спрашивается, мы будем обсуждать, если задание сделали только мы вдвоем??? Бред.
Еще поражает отношение к
преподавателям. Составчик у нас тот еще - два пенсионера и беременная (сильно!!!)
женщина. Так когда ученикам что-то надо,
они к ним не подходят (большая часть), а вопят «Малин, поди сюда!» и еще
пальчиком поманить могут. И вот Малин со своим огромным пузиком носится от
одного к другому. Как сказал все тот же Ингеберг, здесь нет никаких авторитетов.
А, еще про занятия расскажу. На природоведении
проходим астрономию. Так Пелле решил, надо сделать модели планет. Сначала думали,
объемные, с привлечением шаров и папье-маше, потом остановились на кружках из
картона. И вот два занятия мы занимались тем, что вырезали из толстенного картона
кружочки разного диаметра (Пелле в процессе обозвал меня леворукой женщиной из
России), потом их раскрашивали, лепили на стену, потом еще листочки вырезали и
писали на них основные факты про наши планеты. Очень познавательно.
На истории сейчас занимаемся
проектами. У каждого своя тема, нужно подготовить доклад минут на 10. У нас по
старинке задали бы это на дом, а на занятиях продолжили изучение другого
материала. Здесь все иначе. Примерно на втором занятии нам озвучили это задание,
и с тех пор на всех парах по истории мы должны сидеть и заниматься нашим
проектом. Ну и занятий нормальных, естественно, нет.
А еще на обществознании Ингеберг
нам доказывал, что Земля плоская. Зачем он это делал, я не поняла, но мы должны
были его опровергнуть. Задание всех поставило в тупик. Тем более, Ингеберг так
уверенно утверждал, что она действительно плоская. А как иначе? Иначе мы бы с
нее упали. Вот посмотрите на пол, он же ровный? Ровный конечно. Где вы шар
видите? Фотографии - фальсификация. Человек когда доходит до конца Земли,
попадает в портал и возвращается обратно в точку, откуда начал путь. Вот и
думайте. Было весело)