Парадоксы. Парадокс Всемогущества

Nov 22, 2011 14:19

Парадокс всемогущества
Если существо выполнит такое действие, то это ограничит его собственную способность выполнять действия и следовательно существо уже не будет всемогущим; с другой стороны, если существо не может ограничить свою способность выполнять действия, то оно не может выполнять самоограничивающие действия и поэтому не является всемогущим. Этот парадокс часто формулируется в терминах, связанных с Богом в авраамических религиях, но это не обязательно. Является частным случаем парадокса Рассела.

Пример: «Попросите Бога сделать камень, который он не сможет поднять».

"Умники", которые использовали этот парадокс для "доказательства" невозможности существования Бога, были неучами. Потому как древние описания Божественного еще парадоксальнее:

अनेजदेकं मनसो जवीयो आप्नुवन् पूर्वमर्षत् ।
तद्धावतोऽन्यानत्यति तिष्ठत् तस्मिन्नपो मातरिश्वा दधाति॥४॥

анеджад экам манасо джавийо
наинад дева апнуван пурвам аршат
тад дхавато 'нйан атйети тиштхат
тасминн апо матаришва дадхати ॥4॥

Оставаясь в Своей обители, Верховный Господь, Личность Бога,
передвигается быстрее мысли и может обогнать всех бегущих. Даже
могущественные полубоги не способны при близиться к Нему. Оставаясь на
одном месте, Он в то же время повелевает теми, кто посылает ветра и
дожди. В Своем совершенстве Он не знает Себе равных.

तदेजति तन्नैजति तद् दूरे तद्वन्तिके ।
तदन्तरस्य सर्वस्य तदु सर्वस्यास्य बाह्यतः ॥५॥

тад эджати тан наиджати
тад дуре тад в антике
тад антар асйа сарвасйа
тад у сарвасйасйа бахйатах

Верховный Господь и ходит, и не ходит. Он далеко и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и все же Он вне всего.

Иша Упанишада, мантры 4 и 5
Чтобы лучше проиллюстрировать пример с камнем, здесь удачнее подходит персоналистский перевод.

парадоксы, веды, философия

Previous post Next post
Up