Парадокс всемогуществаЕсли существо выполнит такое действие, то это ограничит его собственную способность выполнять действия и следовательно существо уже не будет всемогущим; с другой стороны, если существо не может ограничить свою способность выполнять действия, то оно не может выполнять самоограничивающие действия и поэтому не является всемогущим. Этот парадокс часто формулируется в терминах, связанных с
Богом в
авраамических религиях, но это не обязательно. Является частным случаем
парадокса Рассела.
Пример: «Попросите Бога сделать камень, который он не сможет поднять».
"Умники", которые использовали этот парадокс для "доказательства" невозможности существования Бога, были неучами. Потому как древние описания Божественного еще парадоксальнее:
अनेजदेकं मनसो जवीयो आप्नुवन् पूर्वमर्षत् ।
तद्धावतोऽन्यानत्यति तिष्ठत् तस्मिन्नपो मातरिश्वा दधाति॥४॥
анеджад экам манасо джавийо
наинад дева апнуван пурвам аршат
тад дхавато 'нйан атйети тиштхат
тасминн апо матаришва дадхати ॥4॥
Оставаясь в Своей обители, Верховный Господь, Личность Бога,
передвигается быстрее мысли и может обогнать всех бегущих. Даже
могущественные полубоги не способны при близиться к Нему. Оставаясь на
одном месте, Он в то же время повелевает теми, кто посылает ветра и
дожди. В Своем совершенстве Он не знает Себе равных.
तदेजति तन्नैजति तद् दूरे तद्वन्तिके ।
तदन्तरस्य सर्वस्य तदु सर्वस्यास्य बाह्यतः ॥५॥
тад эджати тан наиджати
тад дуре тад в антике
тад антар асйа сарвасйа
тад у сарвасйасйа бахйатах
Верховный Господь и ходит, и не ходит. Он далеко и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и все же Он вне всего.
Иша Упанишада, мантры
4 и
5Чтобы лучше проиллюстрировать пример с камнем, здесь удачнее подходит персоналистский перевод.