Сейчас многие обсуждают нарождающуюся технологию беспилотных автомобилей. Кое кто считает, что за этим будущее, и вскоре наши дороги заполонят беспилотные авто, а профессия водителя станет ни кому не нужной. Например считает так
fritzmorgen Хочу огорчить предсказателей, этого ни когда не произойдет. Гугл и прочие, зря выкидывают миллиарды в разработку автопилотов. Вероятно, это технология займет какую то часть рынка, на какой то непродолжительный период времени, прежде чем отдать место другой.
Мой прогноз: в относительно недалеком будущим автомобили вообще исчезнут как основной вид транспорта, основным средствам передвижения станет воздушный транспорт. Небольшие, размером с автомобиль, летательные аппараты.
А теперь мои аргументы.
Сначала покритикую идею автомобильного автопилота.
Задача искусственного управление автомобилем это часть более общей задачи, создание искусственного интеллекта. мне как человеку занимающимся hi tech, тема достаточно близка, и я примерно представляю себе уровень продвижения в проблеме. И вот что я скажу: с точки зрения стороннего наблюдателя прогресс есть, но если углубится и знать предмет, то видно, что идет топтание на месте. И вот почему: если я как разработчик дам своему программисту задание отличить корову на дороге, от автоинспектора, то программист быстро напишет алгоритм который будет неплохо справляться с задачей в 70% случаев. После того как программист получит «пня» и премию он весьма вероятно доведет алгоритм до погрешности в 20% . Затем придется подключить еще специалистов и точность дойдет до 85% Все это будет очень нравится обывателем и инвесторам, и все они они будут видеть что еще чуть-чуть, вот-вот и задача решена. И только программист будет знать, что в основу его искусственного интеллекта положено цветовое различие хвоста коровы и жезла автоинспектора и весь алгоритм «заглючит» стоит только автоинспектору обмазать жезл навозом, а корове покрасить хвост в полосочку) Я конечно утрирую, но стадия разработок искусственного интеллекта, и автопилотов в частности, сейчас по моему именно такая.
Поэтому, думаю, что в конце концов, разработчики сейчас пойдут не по пути доведения до ума автопилотов, а по пути переделывания дорог - специальная разметка, датчики в дороге, обнос дорог колючкой, что бы туда не выскочил случайный баран, в прямом или переносном смысле) Поэтому стоить беспилотные автомобили будут дорого, уметь они будут ездить не по всем дорогам , скорость будет не большая и т. д.
Но даже если предположить, что удастся достичь интеллекта человека, то даже люди ошибаются и количество ДТП из за ошибок живого интеллекта весьма велико.
Однако, все это не действует когда речь заходит об авиа автопилотах. Здесь дела обстоят на порядок лучше т. к. в авиа пилоте отсутствует надобность в искусственном интеллекте.
Коровы и автоинспекторы неожиданно из облаков не выскакивают. Надобности распознавать знаки отсутствует, точность позиционирования как на дороге не нужна. Уже сейчас современная электроника может обеспечить полное авто пилотирование летательных аппаратов. Их встраивают даже в детские игрушки, типа квадрокоптеров. Самолеты летают практически полностью на автопилотах. Ракеты летают только на них.
Разработка авиа автопилота, алгоритма диспетчера управления полетами, систем аварийной посадки и т.д. вполне понятная, не сложно решаемая, задача в которой не надо ни каких открытий и озарений. Это просто работа которая займет N программист-часов. Получить данные с датчиков GPS, высоты, скорости, датчиков сближений ,и т.д., передать команды на сервомотры, двигатели и т.д. , все..
У движения по воздуху огромная масса преимуществ:
Не нужны дороги , это колоссальная экономия, тысячи квадратных километров асфальта убивающего природу и превращающих города в бетонные трущобы можно будет срыть.
Миллионы квадратных километров земли не используется только потому, что к ним пока не построили дорог.
Пробки не могут возникнуть при любом количестве транспорта.
Скорость передвижения автомобиля в среднем 40-60 км в час, по воздуху можно двигаться со скоростью 500-1000 км. Это значит что от Петербурга до Москвы 40 минут лета, а дачу можно иметь не в 50 а 300 км от города , пол часа и ты на берегу озера в глуши..
Причина кучкования людей в городах, в многоэтажных бетонных коробках, только в том, что не возможно быстро добраться из точки А в точку Б . Как только скорость передвижения возрастет в 10 раз, а надобность дорог отпадет в корне поменяется структура и концепция жилья, восстановится порядком испорченная наземным транспортом экология.
Авиа автопилот крайне надежная штука ,права не нужны, им смогут пользоваться маленькие дети, самостоятельно добираясь в школу, за сотни км от дома, и пожилые люди.
Аварийность такого транспорта близка к нулю.
Такой аппарат при массовом производстве гораздо дешевле автомобиля , углепластиковый корпус ,электромоторы , источник энергии ,и несложная электроника.
В чем же проблема ? Почему не смотря на то, что человечество летает уже 100 лет, до сих пор все мы движемся по земле?
Еще всего несколько лет назад было две глобальные проблемы. Еще недавно проблема была в сложности пилотирования летательных устройств. Для человека управление летательным аппаратном на порядок сложнее чем автомобилем. Вероятность ошибки велика и знаний и умений надо много. Автоматическое управление было сложным , дорогим и громоздким. Всего несколько лет прошло с тех пор как в мир прочно вошел GPS , сотовая и спутниковая связь, появились маленькие и мощные микропроцессоры. Без этой базы и инфраструктуры создание авиа автопилота было бы крайне сложно, и точно не было бы дешевым.
Но есть и вторая проблема , пока не решенная , это источник энергии. Все современные летательные аппараты летают на двигателях сгорания, основной показатель важный для летательного аппарата это соотношение мощности двигателя к его массе (например ватт на грамм , сейчас речь идет о единицах ватт на грамм в лучшем случае) Емкости современных источников электричества катастрофически не достаточна для полета, они даже сами себя поднимают с трудом. Нельзя сказать, что и горючие топливо в полной мере удовлетворяет запросы. Знаете ли вы что современный самолет для несколько часового полета заливает в себя топлива по весу больше чем собственный вес? Представите себе ваш легковой автомобиль в который перед поездкой на дачу надо залить полторы тонны бензина ,речь даже не о цене , как то не очень удобно , правда? Бензиновые двигатели сложны, тяжело управляемы, не достаточно мощны для летательных аппаратов. Только электродвигатели обеспечат нужные характеристики. Однако прогресс не идет на месте аккумуляторы с каждым годом все более емки, в области источников тока так же прогресс не стоит на месте. А главное задача улучшения характеристик источников электроэнергии задача однозначно решаемая. Это тема отдельный большой статьи которую я обязательно напишу. Согласно теории Эйнштейна, 1 грамм может аккумулировать 25 гигаватт энергии , таким образом как только мы приблизимся к теоретической величине хотя бы на одну миллиардную процента или увеличим емкость современных источников энергии в несколько десятков раз эра автомобилей закончится навсегда.