Как и
обещал начинаю рассказывать о поездке в Элисту, которую получил, как победитель
конкурса.
Первой достопримечательностью, которую мы посетили стал памятник жертвам депортации "Исход и Возвращение".
Вот описание памятника, которое я нашел
здесь:
Главная идея - синтез прошлого и настоящего, отражение духа калмыцкого народа, достойного уважения и восхищения. Чудовищная железная социальная и технологическая машина пытается уничтожить всё живое, веру, культуру, втягивая в себя людей, но Великий дух даёт возможность проломить стену системы и вернуться на родную землю. Здесь можно увидеть множество образов, символов, в том числе и буддийские метафоры автора. Плачущая овечка - символ терпеливости народа, она плачет над поверженным ребёнком; мечи, штыки - символы насилия, уничтожения, Аволокитешвара, сострадающий народу; табун лошадей - символ бега Времени, бесконечного движения в будущее, в Вечность. Человек, как бы втянуты машиной; птица, обернувшаяся в металл; лошадиный череп; три следа - мужской, женский, детский - символы уходящей семьи, встречаемой предками (реинкарнация); лотос, отрезанный дьявольским мечом, в лотосе зародыш - спящий ребёнок; вокруг Будды - пантеон злых духов, мистических животных. Голова Будды - символ вечности. Далее - Возвращение - прорыв сквозь стену, сквозь металл обратно, на свою землю. Над головой - Кентавр, как единство человека и природы. Расцветший лотос, буддийский знак вечного круговорота (свастика); очищающий огонь. Над ним лев и змея - победители. Табун лошадей, несущийся по родным просторам; знак вечности, вечного движения (колесо). В своём движении оно захватывает всех птиц, рыб, слона и летящую корову - символ калмыцкого воинства. Огромная лошадь олицетворяет собой природную силу движения. Череп под копытами - это прошлое, из которого вырастают живые цветы настоящего и будущего. В центре врщения вечного колеса движения спит эмбрион. Из яйца выходят две маленькие ладошки в форме лотоса.
Под памятником заложена капсула с землёй из сибирских городов, привезённой участниками "Поезда памяти".
- Памятник
- Вагон-бытовка
На таких вагонах и была проведена депортация. Внутрь не заглядывал, там как раз идет создание антуража, но помня свои детские ощущения от катания в товарных вагонах зимой (да, было и такое), ощущения от такой поездки на многие сотни и тысячи верст должны быть, как бы помягче сказать, не из приятных...
Сам памятник, как было сказано выше, представляет собой собрание различных символов и образов, связанных с историей калмыцкого народа. Причем, эти образы представлены не сумбурно, а гармонично... Создается впечатление целостности, но в тоже время их можно легко вычленить и начинаешь играть в игру "найди еще один образ". Постараюсь хоть чуть-чуть это передать. Для начала вот фотографии памятника с разных сторон:
-
-
-
-
А вот и образы, которые я нашел:
- Авалокитешвара
- Младенец в утробе
- Лев и змея
- Втянутый человек
- Втянутый человек
- Колесо
- Несколько маленьких символов
- Голова птицы
- Корова
- Осетр
- Лотос
- Следы
- Борец (мне так показалось)
- Женский след
- Толи демон, толи нет
- Лик
- Череп
- Младенец
- Будда
- Люди
- Человек
- Лошадь
Очень понравилась данная скульптурная композиция. Правда не хватило времени, чтобы более подробно рассмотреть, значит приеду еще раз :-)