Приглашение на пир

Aug 07, 2015 19:10

Получил приглашение от Retortman`а и 77-го Kaktus`а посетить их ЖЖ-острова. Retortman - это видимо человек из реторты или пробирки, т.е Гомункулус. А как расшифровать Кактуса, пока того не знаю (Пейот и другие психоактивные кактусы?). Цель приглашения - участие в диспуте о статусе монад выдуманных Лейбницем. Гомункулус полагает их солипсистами, а ( Read more... )

Leave a comment

МОНАДЫ (часть 2 и 3) hexakeras5pod August 7 2005, 15:30:07 UTC
МОНАДЫ ч2
То, что было проделано в части первой - это нечто вроде неполной деконструкции (анализа). Теперь, после получения исходных элементов типа «лего», можно пойти обратным путем и собрать целостные учения нашей философской троицы. Но делать это в полном объеме не будем - у нас задача разобраться с окнами и с солипсизмом.
В отношении окон теперь все ясно - выражение «монады не имеют окон», - это просто один из рабочих терминов констатирующих абсолютную изолированность материальных и психических процессов. Здесь Лейбниц не одинок. Его суждения по сути идентичны взглядам Спинозы и Мальбранша. Вся философская троица едина по этому вопросу. Душа не способна ведать, что творится в теле (на нос уселся комар, рука прикоснулась к горячей плите, к примеру). А тело глухо к велениям души (почесать нос, отдернуть руку и т.п.), т.к. УПРАВЛЕНИЕ ТЕЛОМ ДУШОЙ НАРУШАЕТ ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ. Тот факт, что душа не смотря ни на что, узнает о телесных проблемах и синхронно автономно-рефлекторному движению руки дает псевдоприказ телу двинуть руку, этот факт представляется истинным чудом.
Вот базовое утверждение Спинозы: "Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою …". По смыслу оно эквивалентно утверждению Лейбница об отсутствии окон (в физический мир) у душ-монад. Близок к Спинозе и Мальбранш в понимании оконных проблем. Оба измышляют механизм, объясняющий данный «факт» синхронности процессов невзаимодействующих души и тела - вводят третьего участника, творца души и тела.
Вот здесь как раз и возникают различия между Спинозой & Мальбраншем и Лейбницем. У «идейно союзной» философской пары Творец постоянно синхронизирует психические процессы с телесными (которые полностью автономны и не нуждаются в синхронизации с душевными движениями). У Лейбница, настройка психических процессов в унисон с телесными производится Творцом единожды, т.е. в души-монады закладываются сразу все их будущие впечатления, ведь физические процессы строго детерминированы и Творец, поэтому знает все будущие состояния тела, которые должны быть отображены в душах «прикрепленных» к этим телам. Таким образом, в этих двух вариантах реализуются все имеющие возможности измышления механизма взаимодействия физических и метафизических сущностей. Третьего не дано.
Теперь удалим из бытия все души-монады, кроме одной. Удалим и вещество из мира, куда монада помещена своим Творцом. Что будет с ее восприятиями материального мира, записанными внутри нее и автоматически развертываемыми в ней вне зависимости от этого материального мира? Монаде по прежнему будет дана «кинокартина» некой реальности, хотя этой реальности уже нет. Но монада об этом в принципе знать не может. Она будет полна ощущений мира, которого нет. Будет общаться с людьми и через интернет и другими способами, любить, ненавидеть, строить и разрушать. Понятно, что она есть чистый солипсист. А ее Творец подобен картезианскому genius malignus.
Лейбниц, полемизируя с Декартом заявляет: «… абсолютно никаким аргументом не может быть доказана данность тел и ничто не мешает тому, чтобы нашему уму представлялись некие хорошо упорядоченные сновидения, которые признавались бы нами истинными и вследствие согласованности между собой практически были бы равносильны истинным. И не имеет большого веса аргумент, который обычно выдвигают, что в таком случае Бог будет обманщиком ...».
[продолжение следует]

МОНАДЫ ч3
Проведем еще один эксперимент. Попросим Творца удалить из нашего мира (миров у него очень много - ему будет не жалко) все монады, но попросим не трогать материю. Что получим в итоге? А получим все тот же мир, в котором есть люди, звери и прочие твари. Они будут заниматься теми же делами, что и раньше, до начала нашего эксперимента по удалению душ-монад. Замечательный мир! Мир обездушенных созданий, мир лишенный боли, страданий, злобы, ненависти и прочих черных душевных состояний. Да, конечно, материальные куклы изображающие людей, будут кричать и плакать при определенных воздействиях на их тела. Но за этим ничего не будет стоять - все их души мы удалили из нашего мира.
Этот пример дан для лучшего понимания сути концепции запрета взаимодействия души и тела.

Reply


Leave a comment

Up