Этиология перфекционизма

Feb 22, 2021 21:46


Есть разные интересные исследования о том, как же возникает перфекционизм. Kлиницисты и исследователи рассматривают его с разных сторон, например, как когнитивное искажение (наряду с «черно-белым мышлением», «персонификацией», «гиперответственностью» и т.д.). Действительно, перфекционизм содержит в себе ряд убеждений, довольно ригидных и часто иррациональных, их еще можно назвать «стандартами», которые выглядят, скорее, как недостижимые идеалы, как то «если я не буду безупречен, меня никто по-настоящему не полюбит», «идеальная женщина должна без усилий балансировать между работой, детьми, домом, и делать это с элегантной легкостью, не нуждаясь в помощи», «или я сделаю этот проект, или я ни на что не способен». Цели перфекциониста могут выглядеть реалистично. Нереалистичным и болезненным является ожидание, что все его цели должны достигаться, и что промахи - не просто промахи, а крах. В этой связи ряд исследований был проведен по использованию когнитивно-бихевиорального подхода к коррекции перфекционизма, и КБТ показал свою эффективность.

Другие исследователи и практики рассматривают перфекционизм как проблему самооценки, что тоже обосновано, так как самооценка в перфекционизме играет важную роль, перфекционист помешан на том, как выглядит для других людей, как его воспринимают, как он себя презентует, сколько одобрения и восхищения он получает, где он располагается на оценочной шкале по сравнению с другими людьми.



Другие исследователи рассматривают перфекционизм как тип личности и личностную характеристику, что уже немного ближе к ДСМ и МКБ. Сейчас даже рассматривается вопрос о том, чтобы таки внести перфекционизм в ДСМ как отдельное расстройство, но пока он присутствует там только как риск фактор или одна из характерных черт при других расстройствах, например, при обсессивно-компульсивном расстройстве, расстройствах приема пищи, депрессивной расстройстве, тревожном расстройстве, личностных расстройствах, самоповреждающем поведении, суицидальном поведении.

Много исследований подтверждает, что семья является отправной точкой возникновения перфекционизма в ребенке. Как правило, кто-то из родителей является перфекционистом и прививает высокие стандарты своему ребенку, считает ребенка способным на очень многое, требует или ожидает, что ребенок будет приносить высокие оценки, будет понимать все, что говорят учителя и родители, будет уметь регулировать свои эмоции, справляться с импульсами, обладать развитыми социальными навыками, не будет заставлять родителей стыдиться, а только гордиться им, будет выделяться своими успехами среди сверстников, оправдывать родительские ожидания. Впрочем, Брене Браун (2016)  пишет, что ожидания свойственны всем (или почти всем) родителям: «В день нашего появления на свет от нас уже ждут, что мы будем милые и хорошенькие, что мы вырастем, выйдем замуж, будем успешны, станем мамами, хорошими родителями, любящими членами здоровых и уравновешенных семейств. Еще больше усложняют дело СМИ, которые представляют совершенство вполне достижимым, затопляя нас картинками, которые на самом деле - отредактированное и склеенное совершенство. Мы смотрим на наших новорожденных детей и уже «прокручиваем пленку» вперед, мечтая об их возможностях. Родители думают: «Я еще ничего не успел испортить, и он может стать в этой жизни победителем!»

Greenspon (2014) описывает случай перфекционизма у девочки 9 лет, которая стала демонстрировать снижение успеваемости в школе, тревожность и замкнутость. Проблемы в учебе возникли из-за того, что она никак не могла решить, какой ответ выбрать в тестах, постоянно сомневалась, из-за этого не успевала сделать часть теста. Она сильно тревожилась, стала избегать общения со сверстниками, что встревожило ее родителей, и они попросили школьного психолога поработать с ней. В целом, семья девочки была совершенно обычной: папа и мама работали, папа предъявлял к себе и людям достаточно высокие требования, часто обсуждал других людей в кругу семьи. Старший брат девочки был, если не ошибаюсь, капитаном футбольной команды, и им очень гордились. Девочка чувствовала, что она тоже должна как-то проявить себя, достичь каких-то успехов. Родители очень живо и адекватно отреагировали на гипотезу психолога о семейном климате и интроецированных ожиданиях дочки, поделились с ней своим детским и взрослым опытом, сказали ей, что любят ее вне зависимости от ее школьных успехов и т.д. В целом, я бы сказала, эта история демонстрирует то, что дети чутко реагируют на родительские ценности и ожидания. Даже если эти требования на них непосредственно не распространяются, они тем не менее могут принимать их на свой счет.

Ряд исследований показывает высокую связь перфекционизма с травмой. Согласно этому подходу перфекционизм - это защитный механизм личности, который развивается в ответ на травматический опыт в семье или социуме. Тут надо сказать, что понятие травмы достаточно размытое. В клинической парадигме чтобы считаться травматическим, событие должно отвечать строго определенным критериям, которые содержаться в ДСМ. Однако с точки зрения гуманитарных наук травма - это не только опыт катастроф, аварий, нападения, изнасилования и т.п., травма - это в большей степени явление субъективное (что порождает много дебатов о том, была ли травма и кого считать жертвой). Травма - это опыт переживания события при существенной нехватке ресурсов. В этом случае травмой для разных людей будут разные события; кто-то переживет легко даже катастрофу, природную или техногенную, а кто-то травмируется о достаточно рядовое событие.

Говоря о перфекционизме, были проведены исследования, которые выявили, что много перфекционистов пережили травматический опыт в семье или в социуме. Это опыт насилия, аддикций или психических заболеваний в семье, отвергающие родители, опыт травли в школе. Перфекционизм стал своего рода механизмом гиперкомпенсации тяжелых чувств ребенка относительно себя и непринятия себя другими людьми. Ребенок решил, что если он будет идеальным, то он сможет избежать подобного опыта в будущем. Если он исправит свои качества, которые привели к травматическому событию, то его примут, его не отвергнут, его не будут травить, его не будут унижать и наказывать. Ребенок начинает фантазировать о том идеальном Я, с которым бы ничего подобного не случилось, у которого не развелись бы родители, которого не избили бы, не отправили в школу в грязной и рваной одежде, у которого была бы чудесная любящая семья, поддерживающие друзья-единомышленники, и успех среди сверстников и т.д. Человек может стать одержимым образом-мечтой об идеальном я, чтобы справиться со стыдом, страхом, болью, горем.

Как видно из изложенного, нет единой причины о том, как возникает перфекционизм. У кого-то он возникает в ответ на постановку высоких стандартов в семье, на ожидания родителей, у кого-то - в ответ на травматические события. Перфекционист может вырасти как в очень неблагополучной семье, так и в очень благополучной.

Интересное исследование (Lyman & Luthar, 2014) на этот счет было проведено в двух школах - в высокорейтинговой школе среди студентов из семей upper-middle class и студентов из низкорейтинговой школы, которые тем не менее обладали определенным уровнем перфекционизма и демонстрировали хорошую успеваемость. Студенты лучшей школы показали выше уровень перфекционизма, больше неудовлетворенности жизнью и больше проблем с употреблением наркотиков, чем их собратья из нелучшей школы.

Это еще далеко не все про происхождение перфекционизма. Напишу еще про биологические основы перфекционизма и его связь с нейротизмом и модель социальной разобщенности.

перфекционизм

Previous post Next post
Up