Вопрос-ответ

Aug 22, 2019 14:36

Вопрос: Здравствуйте, Елена! Я большой любитель детективов, триллеров, но не ужастиков как таковых. И фильмы, и сериалы, и книги. Чем больше «жести», тем как будто бы лучше.. если на ночь смотрим что-то доброе, то будут сниться кошмары, а если кого-то убили - сплю спокойно, как будто мне важно наяву пережить эмоции напряжения и страха, чтобы ночью не приходили они.
Но. С полгода назад в книжке одного моего любимого писателя   наткнулась на сцену, описание которой мне было настолько жутким и противным, до физического отвращения, едва ли не слёз и, конечно, удушающего страха, что вообще ТАК можно..
в итоге, и книжку читать все же бросила, хотя там дальше никаких отсылок не было, но каждый раз откроешь - и вспомнишь именно эту сцену.. и перед сном нет-нет да представишь снова в красках, да на прогулке вдруг резанёт внезапно, на работе, в магазине..
Есть ли какой-то способ избавиться от этого довольно навязчивого состояния? Мне представляется, что есть какая-то волшебная кнопка для моей ситуации. Спасибо

Ответ: Здравствуйте! Очень интересный вопрос у Вас. Давайте попробуем поискать волшебную кнопку или хотя бы ключик от первой дверцы J

Любовь к триллерам и детективам - это, как правило, тяга к загадкам, мистике, скрытому, к тем неведомым тропам, которыми устлана территория нашего бессознательного, к вопросам и ответам, к возможности если и не найти ответ, то хотя бы прикоснуться к нему. Это про изнанку нашего бытия, про вероятное, но не очевидное, про то, что скрывает за собой фасад консенсусной реальности. Но и не только.

Вы пишете, что добрые фильмы вызывают кошмары, а убийства на ночь позволяют спать спокойно. И хотя это не является Вашим вопросом, мне все же хочется прокомментировать это явление, так как это может быть полезно кому-то еще, у кого похожая ситуация. Можно предположить, что доброта вызывает у Вас какой-то внутренний конфликт, что проявляется в ночных кошмарах. Здесь можно поисследовать, какие именно добрые сюжеты вызывают кошмары: доброта вообще как качество личности или людей в целом, особо глубокие и бережные отношения между людьми, возможность счастья, любовь, альтруизм, героизм и самоотречение, простота бытия, безмятежность и незамысловатость жизни или что-то еще. Это может говорить о том, к чему тянет, чего очень хочется, но не получается реализовать ввиду очень сильных внутренних установок. Кошмар олицетворяет сильное столкновение внешнего и внутреннего. Сюжет фильма может нести послание: «Смотри же, любовь / доброта / … есть». А бессознательное возводит стену, напускает цунами, убийц или диких зверей, словно бы говоря: «Не верь, это опасно, это очень страшно, это убьет тебя, уничтожит, так не бывает!» Или «Помнишь, как это уже было в твоей жизни и ранило тебя? Не ходи туда!» Сюжеты с убийствами, напротив, бессознательное могут не беспокоить, если символических убийств в бессознательном, например, хватает, они там могут быть разложены по полочкам, описаны и даже могут иметь свои названия, например, «Как я стала хорошей девочкой» или «Как я перестал надеяться и стал реалистом». Можно даже проверить, насколько Вам свойственны такие процессы как искоренение, удаление, отказ от чего-то, как часто Вы обещаете себе «ни за что и никогда», делаете что-то вопреки, привержены чувству долга и отказу от чего-то во имя долга. На внутреннее убийство мы идем в крайних случаях, обычно ради чего-то очень-очень важного, очень ценного или ради выживания. Это всегда сопряжено с травматичными ситуациями, с экстремальными ситуациями, со страхом, гневом, отчаянием. Поэтому Ваша мысль, что легче пережить страх и напряжение наяву, очень логична. Легче это пережить, когда повод для эмоций понятен и к нам особого отношения не имеет. Кино - один из легитимных способов разрядки и проживания внутренних процессов без обращения к ним.

Что касается той самой неприятной сцены, то навязчивые воспоминания о ней вызваны травматическим эффектом, который она на Вас произвела. Это может быть вторичная травма, когда что-то произошло не с вами, но вы стали свидетелем (в данном случае, читателем), и это произвело на вас разрушающее воздействие. Это может не пересекаться с Вашим собственным опытом. Или эта сцена могла наоборот напомнить Вам какой-то Ваш опыт. Он может быть не обязательно идентичен прочитанному, - но переживания, ощущения, стоящие за этой сценой, вся их совокупность, могли напомнить Вам то, что когда-то пережили, но не прожили Вы. Например, помню случай, когда одного мужчину преследовал фрагмент документального фильма о животных, где лев или какой-то еще хищник тащил убитую гориллу. Мужчина случайно взглянул в потухшие глаза гориллы и больше не мог выкинуть из головы образ огромного некогда гордого и сильного животного, теперь беспомощно болтающегося в зубах льва. Когда мы начали работать с этим образом, он внезапно вспомнил, как пережил подобные чувства в конфликте с отцом, когда он ощутил себя совершенно беспомощным, лишившимся всех сил, достоинства и буквально испытал смерть, сильную диссоциацию - там, с отцом, стояло его тело, а он словно бы ушел далеко, с трудом наблюдая происходящее, не желая видеть себя поверженного.

Для того, чтобы травматическое воспоминание ушло, нужно разрядить травматическую реакцию. Для этого нужно к ней аккуратно прикоснуться, очень аккуратно, с очень легким любопытством и сочувствием. Прежде чем прикасаться, нужно позаботиться о том, чтобы у Вас было достаточно ресурсов, чтобы у Вас было время, чтобы Вы хорошо себя чувствовали, Вам было комфортно и безопасно, чтобы было на что опереться, кому позвонить, с кем поговорить, что съесть и попить. Возьмите Вашу любимую мягкую игрушку, или камушек, или фотографию любимой и любящей бабушки, или чашку чая, или что-то еще, что ассоциируется у Вас с поддержкой и ресурсом. Найдите для начала ресурсную позицию, из которой Вы чувствуете себя устойчиво, или вспомните что-то очень хорошее, достаточно хорошее, чтобы быть больше той сцены из книги.  А потом решите, что Вы посмотрите на свою реакцию и, возможно, на то воспоминание, но остановитесь, если это станет слишком тяжело. Никакого исцеления через насилие нет. Вы идете не на войну, а в разведку: чуть-чуть подглядеть, и обратно к своим.

Травматический опыт обычно воздействует на нас на многих уровнях, он вызывает различные телесные ощущения (сильный приток энергии, чтобы бежать или драться, слезы, мороз в теле, онемение, жар «прошиб пот», «пронзило током», спазмы, тремор, головокружение, физическое отвращение, тошнота и т.д.), эмоции (страх, отчаяние, ярость, брезгливость, отвращение и т.д.), образы (картинки, воспоминания, символы), мысли (навязчивые мысли, убеждения, умозаключения).

Прежде всего дайте возможность телу разрядить возникшие ощущения. Вспомните, что Вы ощущали телесно и разрешите себе пережить эту реакцию. Скажите: «Мне хочется сжаться / убежать / меня колотит / меня передергивает / тошнит / мне холодно / напряжение в голове / …» Поплачьте, передернитесь, потряситесь, сожмитесь.

Вспомните, что Вы чувствовали и разрешите себе это тоже пережить. Скажите: «Это очень горько / больно / страшно / невыносимо / …». Говорите и ощущайте, пока не почувствуете, что разрешили себе это.

Теперь посмотрите, какие мысли у Вас возникают в ответ на эту ситуацию, и произнесите их вслух: «Так нельзя! / Это бесчеловечно! / Это против того, во что я верю / Я не хочу, чтобы такое происходило в мире / …».

Поднесите руки к груди и сделайте жест, словно Вы изо всех сил отталкиваете от себя то, что было описано в книге, выталкиваете это из своего пространства. Делайте это медленно, но изо всех сил, и скажите одновременно: «Нет». Если нужно, сделайте это несколько раз, пока не почувствуете, что Ваше пространство стало свободным. Можно сделать еще одно движение руками, сверху вниз, словно Вы возводите между собой и этой ситуацией границу. Если нужно, тоже сделайте это несколько раз.

Возьмите мишку, восстановите дыхание, почувствуйте свое тело, кресло или пол, взгляните на фотографию бабушки. Если Вы с кем-то, то посмотрите в лицо этому человеку, почувствуйте, что Вы не одна.

Если все прошло хорошо, то потом можно сделать еще одно упражнение.
Можно взять ту самую книгу, положить ее на пол, а также взять какой-нибудь предмет, который будет обозначать ресурсную позицию, и тоже положить его на пол, на достаточном расстоянии от книги. Сядьте сначала на место ресурсной позиции, почувствуйте, как Вам удобно сидится, как тело соприкасается с полом, как здесь хорошо и спокойно, возьмите в руку мишку, камушек, фотографию любимой и любящей бабушки или чашку чая. Пристально на книгу не смотрите, но проверьте, что, когда она попадает в поля Вашего зрения, Вас не «разносит». Если разносит и даже мысль о том, чтобы находиться в одном поле с тем воспоминанием невыносима, отложите это на другой момент или обратитесь за профессиональной поддержкой.

Затем, когда будете готовы, передвиньтесь в сторону книги настолько, насколько Вам безопасно. Проверьте, как Вы себя чувствуете, можно ли с этого места смотреть на ту ситуацию. Если можно, то посмотрите. Можно придвинуться еще ближе. А потом вернитесь на прежнее место. Можно сделать несколько таких циклов. Хорошим результатом будет, когда Вы сможете смотреть на книгу, думать о той сцене из книги и испытывать легкую печаль, или сожаление, что и так бывает в мире, но это не будет Вас пугать или вызывать слезы.

Если Вам нравится рисовать, то можно взять достаточно большой лист бумаги, который будет условно олицетворять Вашу жизнь, и нарисовать в самом центре образ той сцены из книги, ее образное отображение. Посмотрите на этот образ, почувствуйте, какие эмоции он у Вас вызывает. Затем нарисуйте вокруг него на всей оставшейся части листа, что еще есть в Вашей жизни, что хорошего в ней есть. Это может быть семья, дети, друзья, работа, Ваши хобби, чашка кофе по утрам, любимое время года, последнее путешествие, любимая сумочка и т.д. Посмотрите на первый образ и сравните ощущения и эмоции теперь, ощущения и эмоции, когда Вы только нарисовали образ, и ощущения и эмоции до рисунка.

С уважением,
Елена

ресурсы, консультации он-лайн

Previous post Next post
Up