Feb 20, 2008 00:46
Последнее время, особенно в связи с балканскими событиями, но и не только, часто вижу вопрос, «а почему это сербы нам такие братья?». На эту тему я как-то писал в каком-то треде на вархистори, но там давно все уползло особо незамеченное. Решил написать на эту тему у себя.
Сербы и сербская культура, живопись, словесность оказали огромное влияние на культуру русскую и культуры народов, наследников Древней Руси. Вкратце пробегусь по фактам, иллюстрирующим это утверждение.
В XIV веке окончательно приходит в упадок Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне, т.к. разоренная Нашествием и его последствиями Русь не в состоянии содержать его. Заботу об этом монастыре берет на себя сербский царь Стефан Душан. Когда в аналогичную ситуацию из-за турецкого нашествия и разорения попадает Сербский Хиландарский монастырь заботу о нем берут на себя уже московские Великие князья.
Сын Св. Михаила Черниговского, замученного в Орде, Ростислав, один из последних из бешенного племени Черниговских Ольговичей, после поражения в битве под Ярославом бежит в Венгрию. В Венгерском королевстве он становится правителем православных сербских областей.
Турецкое нашествие вызывает массовое бегство сербов в XV веке. Множество из них оседает в Москве и землях ВКЛР, Киеве. Сербские мастера оказали значительное влияние на древнерусскую живопись, зодчество, ремесла. Первые городские часы с боем были сделаны в Московском Кремле мастером Сербином Лазарем в 1404году. Разоренная Нашествием Русь практически утратила свою живописную школу, более чем на 100 лет прекращается каменное строительство. Возрождению этих искусств мы во многом обязаны сербам. Среди истинных шедевров, оставленных сербскими живописцами можно назвать росписи церквей на Волотовом поле, Спаса на Ковалях, других новгородских и московских храмов.
Многие политические, религиозные деятели Московской Руси были выходцами из Сербии. Так митрополит Киприан, в чьей канцелярии создавались многие памятники Куликовского цикла, приехавший в Москву из Киева, был родом серб. Один из основоположников русской книжности, автор многих житий, мыслитель Пахомий Логофет, известен так же как Пахомий Сербин. Он был одним из предтеч идей панславянизма, объединения всех православных славянских земель под властью Москвы - Третьего Рима, легших в основу государственной идеологии Московской Руси и Российской Империи.
Так же большое влияние сербы оказывали и на культурную и политическую жизнь ВКЛР. Достаточно вспомнить, что митрополит Киприан был долгое время митрополитом Литвы и Малой Руси, значительную. Часть жизни провел в Киеве и активно участвовал в тамошней политике. Еще нужно вспомнить, что первый перевод «Романа о Тристане и Изольде» был сделан в ВКЛР на старобелорусский язык (западный диалект древнерусского) именно с сербского языка, и принесен этот образец куртуазной западноевропейской культуры был именно из Сербии.
Все это сохранялось в культурной памяти еще в XIX веке такие люди как генерал Михаил Андреевич Милорадович, герой войны с Наполеоном, были славными продолжателями этих братских уз. И поэтому для людей XIX века не стоял вопрос о братстве с сербами, когда даже видные политические деятели конца XIX века отправлялись добровольцами на войну за независимость Сербии. Кстати, Сербия, в отличии от Болгарии, всегда была верным союзником России.
Память об этом видно жива и сейчас, раз нашлись несколько сотен добровольцев из России в последних балканских войнах. Но разрушение традиции, исторической памяти, незнание собственной истории оставляет об этом только смутное воспоминание...
общество,
Древняя Русь,
военная история