Ретро-пост про американские школы

Sep 06, 2017 09:12

Вчера во всех школах Чикаго начался новый учебный год. И по этому поводу я решила "поднять" свой пост про мое отношение к американскому образованию.

Надо сказать, что вообще про школы у меня было раньше очень много, и когда-то давно основной задачей этого журнала было пропагандировать хорошее, что есть в американских школах. Поскольку мои дети уже очень и очень давно не в школе, и поскольку я уже, что называется, "все сказала", я про это больше не пишу:), но люди по-прежнему приходят про это читать. Я думаю, что я сейчас не напишу лучше, чем написала много лет назад. Все посты о школе мне "перепостить" нереально, Пока - вот этот. Очень советую пройти в исходный пост, там масса интересных комментариев.

Ссылка на пост


bird_rare оставила в моей уже "уплывшей" записи несколько крайне интересных комментариев. Поскольку запись уже ушла с передовой френд-ленты, а темы там обсуждались, на мой взгляд, важные, я решила ответить отдельной новой записью, заодно и указав уважаемым читателям, что они, возможно, пропустили.

Собственно, вопрос в том, почему я пишу только про то, что есть хорошего в американском образовании, и никогда - о том, что там есть плохого:-). Мне казалось, что я уже многократно отвечала на этот вопрос, но, возможно, слишком "политкорректно" :-). Так что, давайте, напишу еще раз - мне очень важно, чтобы в этом вопросе было понимание, потому что понимание именно в этом вопросе - одна из основных целей этого журнала :-).

***
Мне, как и всем нам, до моего отъезда в Америку все, включая живущих здесь бывших одноклассников, объясняли, как тут все ужасно, и как "надо самим дома учить, потому что в школе ничему не учат", и т.п. С чем я и приехала. И, как уже много раз рассказывала, постепенно выяснилось, что все совсем не так. И когда я увидела кучу всех этих простых и полезных вещей, мне захотелось ими поделиться, в первую очередь - с отечественными учителями.

И вот тут я обнаружила, что это практически невозможно сделать, настолько непробиваема стена предубеждения. Я сейчас пытаюсь вспомнить, когда происходил эпизод, о котором я собираюсь рассказать - кажется, в наш самый первый приезд в Россию, стало быть, в марте 98 года.

Мы с Игорем пошли в гости в его школу. У меня, конечно, на тему обучения детей-инвалидов больше всего новостей было, и его последняя классная была весьма вменяемая, на самом деле - просто чудесная учительница, она за пару лет до того перешла преподавать в интернат из обычной школы. Ну вот, пошли мы с Игорем в его класс, там все очень славно было, ребята его окружили, он на их вопросы отвечает, а я в уголочке с Тамарой Николаевной беседую. Рассказываю про индивидуальные учебные планы, про интегрированное обучение: Тамара Николаевна, а почему у нас так нельзя? Она мне: Вы все правильно говорите, я не знаю, почему у нас так!. А потом говорит: вы с Игорем сходите к завучу и директору, знаете, надо им "представиться", вот фотографии им какие-нибудь оставьте.

За несколько лет до того пару учеников интерната посылали на год в Америку по линии FLEX. И по этой причине мне пришлось выдержать большой бой за Игоря, т.к. моей маме очень долго и упорно объясняли, на что я обрекаю бедного ребенка, вот у них на год съездили, так там же ничему не учат, химии нет, физики нет, бедным детям потом все лето пришлось нагонять... (это, так сказать, в качестве предисловия :-)). Идем мы с Игорем к завучу-директору, такие все из себя примерные. Усаживаемся и ... завуч начинает нам рассказывать, как в Америке все плохо в школах :-))). Я, найдя паузу, вставляю: Вы знаете, вообще у нас в школе все в порядке: и физика есть, и химия, и математика на очень приличном уровне ... "Да?.. ну, значит, вам повезло," - говорит завуч, и - продолжает дальше :-))...

... Когда еще через несколько лет я стала приезжать уже для встреч с родителями и студентами в Герценовский, я как-то позвонила Тамаре Николаевне, рассказала, что вот такое мероприятие будет. Оказалось, она уже ушла на пенсию, с внучкой сидит. Я спросила: а может, кто-то еще из учителей из интерната заинтересуется? Она ответила: что Вы, там никтоничем не интересуется!...

***

Так что вот одна проблема - негатива столько, что уже слушать что-то другое не хотят. Вторая проблема - в тех случаях, когда "используют зарубежный опыт", его интерпретация очень часто напоминает студенческие конспекты (это я имею в виду, что самое страшное, что я в своей жизни видела - это конспекты моих собственных лекций, которые студенты приносили на экзамены :-)). По этой причине я по многу -многу раз возвращаюсь к темам:

- выбор предметов в школах
- тесты в качестве инструмента проверки знаний
- тесты для поступления в ВУЗы
- проекты
-портфолио

Все эти вещи в той или иной степени внедряются, но как-то ... "особым путем" :-). Я почему, собственно, решила перепостить без обработки обсуждение про проекты с Мариной Мулиной, потому что там очень хорошо это все видно (а ведь она - очень хороший учитель из оченьхорошей школы - и видно, с какими трудностями ей пришлось столкнуться).

***
За все 12 лет, который я активно занимаюсь популяризацией образовательных методик, достаточно стабильно наблюдаю на сотню высказываний "как все ужасно в американских школах" одно высказывание "слушайте, а ведь все нормально, что все ругаются?". Причем вот что интересно. Вот все знают, что по итогам международных тестов самыми "успевающими" считаются финские школьники, и, соответственно, финская система образования - самой хорошей. Я уже говорила, что я одно время по своим шкурным интересам узнавала всякие детали про финские школы. Смотрела на конкретные школы, на конкретные программы, разговаривала с родителями. И пришла к выводу, что с точностью до понятной разницы в предметной части программ (другие акценты по истории и литературы, большее внимание к иностранным языкам в Финляндии), в общем-то, хорошие американские школы практически не отличаются от финских. Просто в Америке гораздо больше разнообразия :-). Я подозреваю, что если Соединенные Штаты разбить на графства, сравнимые по населению с Финляндией :-), и протестировать школьников по -отдельности :-)), довольно большое количество районов окажется на высоте. Но люди склонны мыслить штампами...

***
Я знаю, что в подавляющем большинстве случаев недовольство наших граждан бывает вызвано тем, что "тут все по-другому", а раз по-другому, значит - хуже. И я - не исключение. Я ровно также сначала думала. Поэтому когда я рассказываю о том, что мы нового-интересного подчерпнули из американских школ, я рассказываю о том, какое у меня было первое впечатление, и как оно потом менялось, и под влиянием чего менялось. На данный момент, когда все дети уже отучились, и когда я уже видела полный цикл обучения, осталось очень мало вещей, которые бы мне не нравились. Есть вещи, которые остались несколько "непонятными" и поэтому "раздражающими", но их - капля.

А то, что мне кажется проблемами, особенно если я вижу, что эти проблемы в той или иной степени общие для России и Америки - об этом я пишу, много и часто. Это, например

- критерии оценки учителя, в частности - их связь с результатами тестирования
- обеспечение равных возможностей доступа к качественному образованию
- не совсем школа, но вот тема, затронутая в последнем TIME - я еще раз перечитала статью, и планирую написать о ней более подробно, если пальчики не отвалятся :-)
- ну и по мелочам, типа позднего начала обучения иностранным языкам, отсутствие ботаники и географии и т.п. Но это последнее - все же гораздо более мелкие проблемы.

Вот :-).

И еще одна добавочка. Даю ссылку на не-жжный пост, мне кажется, там нет ничего, о чем бы я сама не писала, но мне хотелось показать, что это не мой экстремальный взгляд, а достаточно много народу со мной согласно.

Ссылка
Оттуда копирую не все, за картинками - по ссылке

Lilia Kim:
“Про школу в Америке, как обещала. Подробнее про запрет делать уроки с детьми. Конкретно про снятие или хотя бы уменьшение стресса детей и родителей по поводу обучения насколько это возможно. Еще в прежней школе на мой вопрос “что я могу сделать, чтобы помочь Соне быстрее адаптироваться?” - меня тут же попросили не делать ничего. Особенно не делать с ней уроки и вообще не вмешиваться. “Единственное, что вы реально можете сделать - это не добавлять ей стресса своим беспокойством”. Особенно это относилось ко мне и китайским родителям. Нам объяснили, что контролируя процесс обучения и делая уроки вместе с ребенком, мы прививаем ему чувство беспомощности - что сам он не справится, стрессуем его необходимостью еще нам угождать успешностью своей адаптации и лишаем радости достижения, когда получается. Мол, ваше обучение уже закончено - учится она. И от вашего вмешательства никакой пользы кроме вреда. Ничего кроме синдрома самозванца вы не тренируете у ребенка таким образом, - строго сказал мне учитель истории, работавший в прежней школе. Потом я узнала, что у них целая практика преодоления этого явления, правда возникла она в связи с Asian American society limitations. Китайцы, мол, дико стрессуют детей семейным контролем процесса учебы и это, как разные исследования показали - вредит. Мол, даже одаренные дети в условиях этого прессинга добиваются чего-то совсем не благодаря, а вопреки ему. А обычные так и вообще - показывают результаты ниже, чем очевидно способны.
В новой школе нас встретили точно также. Выдали расписание. На мой вопрос, что я могу сделать - мне предложили побыть волонтером на школьном пикнике или пожертвовать на обновление газона футбольного поля. Когда выданный Соне шкафчик не открывался - зам директора школы vice principal, который следил, чтобы все шло без напряга, сказал все то же - давайте срочно уменьшим ваш стресс и пошел с нами разбираться с локером. Нашел работающий, сам все проверил. Потом я спросила его - должна ли я к первому учебному дню поменять черно-красный цвет Сониных волос на более натуральный или хотя бы менее вызывающий?
- Что в этом вызывающего, мэм? - поинтересовался замдиректора. - У меня две дочери. У одной волосы синие, у другой фиолетовые.
- Эээ… Ну раз вы окей с этим, звучит очень успокаивающе, - говорю я.
И тут меня снова призвали ни о чем не волноваться, не добавлять стресса ей и себе, потому что мы только что переехали, Соня идет в новую школу - это все очень-очень большой стресс, поэтому давайте не будем его увеличивать. Занимайтесь, мол, своими делами, мэм. Не заставляйте вашего ребенка плюс ко всему, что ей сейчас предстоит преодолеть, волноваться еще и о вашей реакции. При всем уважении, мэм - школа не является зоной вашей ответственности или компетенции. Мы благодарим вас за доверие и обычно оправдываем его. Не без гордости, уверенным голосом заверил меня замдиректора в шортах, майке и стоптанных кроссовках, с выцветшими татухами на руках.
Тут я вдруг поняла, что меня дико стрессовало в исторически сложившейся практике взаимодействия со образовательными учреждениями в России - это вот именно нарушение границ и смещение зон компетенций. Что на семью зачем-то складывали часть функций школы - учить, контролировать, мотивировать, оценивать и т.д., а от школ и детсадов постоянно ожидалось исполнение функций семьи, что учительница будет как мама, а физрук и трудовик как мудрый батя.
Первую неделю вновь прибывшим ученикам объясняли правила. За что их будут оценивать и как. Никого не заставляли рассказывать о себе, не строили, не выделяли. Всех просто собрали и просто пошел процесс. Рутинно, спокойно. Чем меньше что-то специально выделяется - тем меньше стресса. Ну начали учебный год и начали. Ну новая школа и новая. Обычные дела. Ничего особенного.”
-
Lilia Kim:
“Про систему контроля и дисциплину в американской школе. К предыдущему посту возник спор - что если детей не заставлять, они не будут побеждать на олимпиадах и никогда не добьются ничего в жизни. Тут надо пояснить, что в тех двух американских школах - частной и бесплатной - где мы учились раньше и перешли вот сейчас система дисциплины и контроля поставлена так, как ни в одной российской я не видела. Начиная с количества пропусков не более 5 уроков в год (со справкой от врача можно, но тут поставят всякий доп и вопрос об успеваемости - на второй год в американской школе остаться тоже можно запросто) , “нулевая терпимость к опозданиям”, абсолютные требования к дисциплине в классе, “а что если я забуду сдать свою работу вовремя? - well… тогда я забуду перевести тебя на следующий уровень”, оценки складывающиеся из трех составляющих - непосредственно результат теста, накопленные баллы за своевременное и качественное выполнение домашних заданий и участие в процессе - то есть нельзя получить А+ выучив ночью перед тестом, ты или учился весь курс добросовестно, или получишь С даже с хорошим тестом. Разница глобальная - в подходе. Родителей из процесса убирают, потому что задача - научить ребенка, на том уровне, какой ему доступен для понимания в начальной, средней и старшей школе - организовываться самостоятельно. В этот момент закладываются основы тех явлений, что когда по всей Санта-Монике отрубились светофоры - никакого коллапса не возникло, движение самоорганизованно продолжалось без пробок и коллективных блокирований перекрестка. Когда во время пожара летом - район сам организованно эвакуируется до прибытия пожарных и полиции. Когда все сами сдают свои налоги и организуют в комьюнити театр, церковь, школу, муниципальное управление и т.д. Потому что родители не смогут “заставлять” всю жизнь и если маленький человек до взрослой жизни этот навык не разовьет у себя самостоятельно - то а) либо родителям (и государству потом) всю жизнь иметь дело с несамостоятельным членом семьи; б) либо, что в Америке случается в силу устройства общества - ему придется в неподготовленном виде конкурировать за рабочие места в услових студенческих кредитов, ипотеки и тотальной озабоченности людей успехом с теми, у кого навык самодисциплины и организации за школьные годы выработался и они спокойно могут опираться на свои навыки, уехав от семьи туда, где им предложили работу перспективнее.
Насчет олимпиад - тут тоже есть всякие национальные соревнования по математике и прочему. И вот в прежней школе у Сони возник атомный конфликт с их прежним китайским чемпионом, потому что она вдруг показала результат лучше чем он. У мамы чемпиона возникла истерика и она побежала доставать всех - что ее сына надо заставлять, нагружать, лучше контролировать. На что ее спросили - а вы уверены, что он хочет быть чемпионом по математике? Вы уверены, что заставляя его все силы и время отдавать математике (которую он ненавидит) - вы не лишаете его возможности найти и развить тот талант, который у него есть и который он хочет развивать? Вот он у вас, например, ходит с удовольствием на дополнительные занятия языками и выучил уже три - испанский, армянский и английский в дополнение к своему китайскому. На что мама вопила, что языки она ему разрешает учить в порядке поощрения за успехи в математике. Ей пытались донести, что вот тут у парня очевидно талант и заставлять его не надо его развивать, а математика… Завершения таких историй я так же вижу регулярно. У подруги бойфренд вырос в чайнатауне СФ. Был заставляем учить математику и играть на скрипке. В 17 лет поссорился с родителями и ушел из дома. Сейчас работает одним из продюсеров на площадке “ходячих мертвецов”, зарабатывает больше чем все его братья и сестры вместе взятые, с родителями не общается.
Ребенок мой через неделю сказал - “учителя в этой школе просто боги!” и на второй неделе бежит в школу, без всяких напоминаний и контроля. Потому что интересно. Потому что каждый учитель тут (и в прежней школе это тоже было) - свою задачу видит как заинтересовать детей. “Я здесь не для того, чтобы вы полюбили меня, а мой предмет”. В прежней школе я была в шоке, увидев как строится процесс - как учителя организуют его в сочении с игрой, как строят коммуникацию с каждым учеником. Потому что это вопрос их профпригодности - заинтересовать, найти к каждому подход, каждому дать адекватную нагрузку, возможность и справедливую оценку.
Заинтересовать сложнее чем заставить, дать возможность осознанного выбора сложнее чем построить, научить осознанности сложнее чем подчинению. Но результат то очевидный. На днях самоорганизации - школа не превращается в хаос. Система функционирует сама по себе, потому что каждый сам знает зачем он что-то делает, как это надо делать и как сотрудничать с другими. Мне не надо контролировать как Соня готовится к тестам, потому что после того как им разъяснили график сдачи - что, когда, в какой форме. кому, как будут оценивать - она сама выстраивает свою подготовку. Так возникает эта картина - что без всякого контроля, когда нет уже учителей в школе, ученики сидят и готовятся каждый к своему. Никто не списывает - потому что понимает, что учится для своих целей, которые ему помогли понять. Потому что всем дана возможность выбора и смены приорететов, если вдруг понял, что не твое. Каждый учитель ведет свой класс так, чтобы а) заинтересовать, б) поддержать тех, кто хочет углубленно с предметом познакомиться, в) не давить тех, у кого явно страсть к другому - спорту, другим предметам. им просто дать возможность нормально подготовиться к общим тестам и сдать их без стресса.
Потом, когда внешняя форма (контроль) убирается - то, что внутри не рассыпается как песок. Потому что система не снаружи - она у каждого внутри в результате.
А кому вообще ничто не помогло - есть план Б - американская армия. Но про это в другой раз))”
-
Lilia Kim:
“Про школу и великое переселение народов. Большая часть учителей в Сониной школе - молодые европейские, переселившиеся в Америку, потому что в какой-то момент стало некомфортно, что все дети в их классе говорили на фарси. Некоторые сначала пожили в Канаде - там принимают охотнее, бенефиты всякие предоставляют. Арт у них ведет шведка, которая вышла замуж за француза, а потом их район в Париже заселился выходцами из Северной Африки - и они перебрались в Канаду, где а) можно по-французски говорить; б) очень жирный контракт для учителя в государственной школе. Потом они как-то путешествовали, заехали в Калифорнию и остались.
Математику и “науку” (физика-химия-биология вместе) у Сони ведёт немец мистер Гандерсон. Они его называют “Ганда-чан”. Официально. Он им разрешил так к себе обращаться. И добавлять “мастер”. Есть две ипостаси. “Good sience Ganda-chan” и “Evil Math Ganda-chan”. Когда он ведет науку - он няяяяя, а когда математику - эрррр! Добрый Ганда-чан показывает всякие фокусы, в духе “Сумасшедшая наука”, а злой Ганда-чан - заставляет все зубрить и решать уравнения. Он катается по классу на скейтборде, сминая листы с заданиями в мячи и подает их детям при помощи металлической бейсбольной биты. Задача ученика - поймать свое задание.
Еще он катается по классу на кресле с колёсиками, жонглируя мячиками, пока они решают задачи. Учит не отвлекаться.
Историю у них ведет англичанин, который переделывает известные настольные игры так, чтобы с их помощью можно было учить историю древнего мира. “Монополии” для Египта, Месопотамии, Греции и Рима, чтобы понимать на чем держалась их экономика. Scrubble для латыни, Battleship для греко-персидских войн и т.д. Уехал из Великобритании, потому что в школе, где он работал, ему запретили снижать оценки за ошибки в английском языке тем, кто на нем не говорит. Теперь он Соню за полгода обучил идеальному пониманию грамматики, хоть это и не его забота, а мисс Блэкмор - единственной американки среди них всех, которая ведет английский. Просто очень строгий, но предельно внятный британский учитель.
Такой вот тут получился ковчег.”
-
Lilia Kim:
“Про middle school (6 класс). Перед отъездом меня пугали отвратительным качеством американского школьного образования. Мол, до старших классов таблицу умножения проходят и простые уравнения. Система обучения действительно другая. Расписание каждый день одно и то же: английский, наука, социальное, математика, физкультура, потом два предмета, которые студент себе сам выбирает. У нас это дополнительный английский и арт (рисование).
Английский язык - это наши литература, язык, этика и основы психологии разом. Каждую неделю читают по книге, обсуждают, пишут эссе. Все упражнения, которые мы делали на русском - про запятые, обороты и проч. включены в условия эссе. Разбирают мотивации, как возникают разные чувства и т.д. В этом месяце по программе: “Арифметика Дьявола”, “Загадочный случай Джекила и Хайда”, “Превращение” (Кафка), “Война миров”.
Наука - это физика, химия, биология и экология вместе. Как все устроено и системно взаимодействует. Например, физика света, после этого химия фотосинтеза, потом растительный мир и почему вреден смог. Поскольку все изучается во взаимосвязи - то лучше усваивается и экономит время, развивает системное мышление.
Математика - как наши алгебра и геометрия вместе. Все начальные уровни - площади, простые матрицы и т.д. Все задания привязаны к практике. Например, вычисления площадей учат на абстрактных фигурах как у нас. Задания например: вычислить сколько краски нужно для покраски стен комнаты, потолка? Сколько коврового покрытия на пол? Не забыть вычесть площадь окон, дверей. Или вычислить сколько галлонов воды в круглом бассейне и т.д. Раздел “Проценты” начинается с заданий как посчитать налог и конечную цену товара, сколько дать чаевых и заканчивается вычислением платежей по ипотеке.
Социальные науки - это история, социология, экономика вместе. Как все взаимно влияет друг на друга.
Физкультура… Американская физкультура это жесть! Тренерша мисс Шелтон - бывший морпех. Сначала общая физподготовка, потом обучение командным видам спорта. Сериал Glee встал передо мной в натуре - как мисс Шелтон троллит учителя науки мистер Гандерса.
Арт класс - прекрасен. Сейчас учат законам перспективы. Техника классическая с дополнениями - типа, рисуем стакан с водой, который стоит на подоконнике. Т.е. Сразу и технику перспективы и света. Каждый набросок надо делать другим видом материалов - карандаш, мелки, уголь и т.д. Чтобы понять как они взаимодействуют с бумагой и научиться выбирать правильные инструменты для задач.
Сфотографировала наобум несколько страниц из учебника математики. “Вы делаете вебсайт…” #лиляким”

школа, образование, #лиляким

Previous post Next post
Up