В Нюрбургринге Льюис Амильтон сравнялся с Михаэлем Шумахером по количеству побед в Гран-при. Ещё несколько лет назад я думал, что шансы побить рекорды Шумахера если у кого и есть, то у Себастьяна Феттеля. Действительно, на конец 2013 года Феттель - 4-кратный чемпион мира, а у Амильтона с его чемпионского года ни разу не было сезона в тройке лучших. Но случилась смена регламента, началось доминирование Мерседеса, и Льюис наверстал отставание: на конец 2013 года у него было 22 победы за 7 сезонов, к ним он добавил ещё 69 за те же неполные 7.
Кто более великий? Конечно, большинство склоняется к Шумахеру.
Однако, аргументы, скажем так, сомнительные.
1. Наиболее популярный: Шумахер страдал перед тем как начать выигрывать. Действительно, 4 сезона с Феррари он выступал на не лучшей технике и боролся с соперниками на превосходящих Феррари машинах. Но если пораскинуть мозгами, то и Льюис до того как начать выигрывать за Мерседес, страдал 5 сезонов: 4 за рулём Макларена и 1 за рулём Мерседеса. Что он безуспешно пытался выиграть чемпионат за рулём другой машины сути не меняет: роль пилота в доводке машины крайне невелика, особенно, теперь.
2. У Льюиса машины были быстрее. Да, 7 лет подряд у него самая сильная повозка. У Шумахера самые сильные повозки распределились по разным стадиям его карьеры. Но можно тоже сказать, что их было 7: Бенеттон 95 года, Феррари 2000-04, Феррари 2006. В отдельных чемпионатах Феррари везла совсем чуть-чуть конкурентам, как в 2000 и 2003. Но то же можно сказать про Мерседес 2017-18 годов. Но, в целом, у Льюиса, конечно, техническое преимущество было выше.
3. На машине Льюиса даже Боттас становился вице-чемпионом. Ну так на Феррари и Баррикелло становился вице-чемпионом. Боттас на момент прихода в Мерседес и котировался как Баррикелло на момент прихода в Феррари. У обоих несколько подиумов, 0 побед, но потенциал есть. Оба всегда опережали напарников до встречи с Амильтоном и Шумахером.
Теперь о нон-аргументах в пользу Льюиса:
1. У него больше процент выигранных Гран-при. На самом деле, это следствие 3 холостых лет Шумахера после возвращения. Если не брать эти покатушки, то у Шумахера 91 победа за 249ГП. У Льюиса сейчас уже 261. Конкретно 91-я победа одержана Шумахером в 247-м Гран-при, на 14 Гран-при раньше, чем Амильтоном. И даже если Амильтон выиграет все оставшиеся Гран-при, то всё равно процент выигранных у него будет ниже, чем у Шумахера после Бразилии-2006.
2. Амильтон не прописывал статус второго пилота напарникам, как это делал Шумахер. Шумахер тоже этого не делал пока у него не было авторитета. В Бенеттоне-94/95 у него просто не было быстрого напарника, что сравнимо с парой Амильтон/Ковалайнен. А в Феррари он приходил будучи уже авторитетом. Льюис приходил в Мерседес на чужое поле, поэтому диктовать условия не мог. Его приход в Мерседес к Росбергу можно сравнить с тем, как если бы Шумахер пошёл после Бенеттона не в Феррари, а в Макларен напарником к Хаккинену. Как только от Росберга он избавился, он сделал то же самое, что Шумахер - обеспечил себе в напарниках Вальттери Боттаса, который не мог с ним соревноваться. Мне, конечно, возразят и скажут: но ведь Льюис 3 года на равных ездил с Бюттоном! Да, но Дженсон был чемпионом мира, да ещё и британцем, он не мог получить менее выгодные условия. При Шумахере в середине 90-х сложилась ситуация, когда других чемпионов в пелотоне не было. Если не брать эпизодические появления Мэнселла.
3. Льюис победил Росберга, который победил Шумахера - вообще не аргумент, т.к. возраст и стадия карьеры были разными.
Словом, я бы поставил небольшое преимущество Шумахера. Но это Лэнс Армстронг Формулы-1: грязный гонщик, пусть и обросший аурой великой личности. А Амильтон - это Крис Фрум Формулы-1: спортивный и не имеющий такой роли в команде, а потому один раз напарнику проигравший.
Теперь что будет:
Льюис уйдёт по окончании этого сезона. "Perfectness is achieved not when there is nothing more to add, but when there's nothing left to take away" - говорил самый известный болельщик Шумахера в Рунете. Это именно та ситуация, в которой оказался Льюис. Штамповка ещё 2-3 титулов на Мерседесе ему ничего не даст. Для того, чтобы стать мессией Феррари или другой команды - нужно время. Его у Льюиса нет, ему скоро исполняется 36. Физически ты начинаешь сдавать, а главное, Льюис сел и психологически, заряд у него остался только на этот сезон. Отсутствие новостей о контракте после 2/3 сезона для лидера чемпионата говорит прежде всего о том, что там не разногласия, а просто нежелание продолжать.
Разумеется, это вызовет цепную реакцию на рынке пилотов, как и уход Нико Росберга:
Логично, что напарником Вальттери Боттаса в 2021 году станет молодой выпускник программы Мерседес Джордж Расселл, гоняющий за Уильямс. Вариант с Эстебаном Оконом всерьёз рассматривать нельзя - все видят, насколько он хорош на фоне Дэна Риччардо в Рено. Ферстаппен под контрактом с Ред Булл, поэтому Мерседес будет ждать, пока появится возможность, а это не ранее 2022.
В Уильямс может попасть лишившийся места в Рейсинг Пойнт Серхио Перес. Однако и он и Хюлькенберг будут ждать места в Ред Булл, в напарниках у Ферстаппена. Албон пока официально не приговорён, но это вопрос времени.
Сам Албон может пойти на понижение в Альфа Таури, но если там освободится место. С Квятом давно всё понятно, он приговорён, на его место давно планируют Юки Цуноду, а вот место Гасли - большой вопрос. Выступает он хорошо, но назад в Ред Булл дорога ему закрыта. Поэтому вероятен уход в Рено за небольшое вознаграждение на место Окона. Так уже из оков Ред Булла вырвался Карлос Сайнс. Если нет - пока есть места в Хаасе и Альфа Ромео.