Данавы, фоморы и гэлы

Dec 17, 2024 00:01

В древних легендах и сказаниях гэлов часто упоминается населявший до их прихода Эрин, или Ирландию - как позже стал называться этот остров - народ Туатха Де Дананн. Последние слова одни переводят как "племя (Туатха) богини Дану, другие - как племя "богов (Де)-мастеров (Дан)"; во втором случае выражение "боги-мастера". следует понимать в том же смысле, в каком говорят: "в своём деле он просто бог".
Согласно гэльским сказаниям, данавы - так можно называть для кратности Туатха. Де Дананн - знали многие ремесла, в том числе ковку, врачевание - притом на уровне, превышавшем уровень знаний и навыков тогдашних гэлов; были искусными поэтами и музыкантами. Они также владели умениями, которые позже стали называть магией - Высоким искусством, в ином произношении - майей. К таковым относились, прежде всего, способности предвидения, умения отводить глаза или становиться невидимым для других, создавать иллюзии. Когда Туатха. Де Дананн ушли в Иной мир, став сидхами, гэлы, заселившие Эрин после них, в своих сказаниях приписали им и многие другие таланты; некоторые из них, возможно, имели реальную основу, а другие были явными выдумками.
Данавы отличались от гэлов не только умениями, но и обликом; последние почти неизменно изображали Туатха. Де имеющими светлые волосы - золотистые или рыжие, и светлые глаза - голубые, серые или зелёные. Женщины данавов считались у гэлов образцами красоты. Впрочем, позже, из-за смешанных браков, часть гэлов приобрела такой же внешний вид; по нему можно было распознать потомков данавов.
Насчёт того, где жили Туатха Де Даннан до того, как они появились в Эрин, сказания гэлов не слишком определённы - говорится лишь, что они обитали на неких северных островах, где совершенствовали свои умения, в том числе в магии. Оттуда же они привезли с собой четыре артефакта, т.н. Четыре Сокровища Туатха Де - Камень Судьбы (Лиа Фал), который был настроен на распознавание королевской крови и издавал громкий звук, когда его касался король; Сияющий Меч (Клай Солэж), которому никто не мог противиться; Пламенное Копьё с огненным наконечником, которое пробивало любые доспехи; Неиссякаемый Котёл, в котором никогда не заканчивалась еда.






Это были не все артефакты, находившиеся в распоряжении данавов. Несколькими владел Мананнан; почти все они были связаны с морем или с оружие. Кроме них, существовали ещё т.н. Тринадцать сокровищ Британии, но они находились в Альбе (Британии) и упоминались только в в валлийских сказаниях.
Данавы не были первопоселенцами в Эрин. Когда они заявились на остров, там обитал народ, называвшийся Фир Болг. Мирно разделить землю им не удалось и во вспыхнувшей войне победу одержали Туатха. Де. Впрочем, они великодушно предоставили побеждённым для проживания земли на западе острова, в Коннахте.
Но и люди Фир Болг были не первыми, кто поселился на острове. Одними из самых ранних переселенцев (а может быть, в историческое время, и самыми ранними) были те, кого в сказаниях гэлов называли фоморами (Fomóire). Происхождение слова фоморы явно относится ко времени, когда этот народ был оттеснён последующими пришельцами на прибрежные районы, скорее всего северные острова, поскольку в нём заметна связь со словом море (ст.-ирл. mur - море). Оно близко по смыслу и по звучанию к слову поморы, и так его вполне можно понимать - "люди, живущие в приморских регионах и занятые, в основном, морским промыслом (включая морские набеги- грабежи)".
С каждыми очередными поселенцами фоморы вступали в конфликт, пытаясь подчинить их и сделать данниками; когда успешно, когда нет; после одного из таких конфликтов они перебрались на острова к северу от Ирландии (а также, видимо, на остров Фалг, будущий Мэн), где обосновались уже надолго.
Данавы были близкими родственниками фоморов. Собственно говоря, почти вся верхушка Туатха Де Дананн была наполовину (Дагда, ...) или на четверть (Луг), по отцу или по матери, из фоморов. Не будет большой ошибкой представлять себе вторжение Туатха Де Дананн в Эрин и последующее их сражение с Фир Болг как продолжение "дела фоморов", в союзе с которыми они, кстати, действовали. Впрочем, данавов от собственно фоморов отличали интересы: фоморы, занимались, в основном, делами, связанными с морем. Если фоморов можно было бы назвать военной, точнее, военно-морской аристократией, то данавы были больше мастеровыми- "богами ремесла"; среди них были и кузнецы, и плотники. и врачи. (Это различие стало одним из факторов победы данавов в случившейся позже войне между ними и фоморам - в то время, как оружие фоморов если ломалось, то насовсем, мастера данавов чинили оружие своих воинов; аналогично раненые у фоморов не имели возможности получить врачебную помощь, в то время, как у данавов были врачи, которые лечили своих раненых и возвращали их в строй).
В сражении с Фир Болг король данавов Нуада потерял руку. Хотя врач Диан Кехт и ювелир Крейдне сделали ему серебряный протез, править он больше мог и вожди данавов выбрали нового короля. Им стал Брес, наполовину фомор, как, впрочем, и многие знатные данавы.
Туатха Де Дананн, хотя и победили Фир Болг, но платили фоморами дань. Возможно, это было условием оказанной им помощи (предоставленных кораблей для плавания?), а возможно они так откупались от морских разбойников, "военно-морской аристократии". Возможно, конечно, и то, и другое.
Выбор королём Бреса оказался неудачным для Туатха Де. Новый правитель накладывал на подданных тяжёлые налоги и повинности (помимо дани фоморам); не считаясь при этом ни со знатностью, ни с родством; так. даже своего тестя и одного из вождей ланавов Дагду он подрядил на постройку новой крепости. После семи лет правления Брес был свергнут и отбыл к своим родичам по отцу. А ещё через некоторое время данавы решили отказаться и от выплаты дани, что означало неизбежный конфликт их с фоморами.
В состоявшейся битве Туатха Де Дананн одержали верх и окончательно утвердили свою власть на острове.
Особую позицию в конфликте данавов с фоморами занял Мананнан, лорд острова Фалг (Мэн). Хотя гэльские сказания относят его (не слишком уверенно) к Туатха Де, но ни в совещании, организованном военным вождём данавов Лугом перед началом войны, ни в самой войне он участия не принимал. Впрочем, он передал данавам (Лугу) некоторые из своих артефактов. Как и многие вожди ланавов, он был частично, по отцовской линии, фомором; мало того, он проявлял интерес к традиционным занятиям фоморов: морскому делу и войне (его основные артефакты были связаны с передвижением по воде и с оружием). Но и за фоморов он тоже не выступал. Вероятно, его особая позиция была связана с положением его владения - остров Фадг находился к востоку от Эрин, а войско фоморов возглавлял Балор, чьи владения (остров Тори) находились на северо-западе; да и сами данавы высадились на западной стороне острова, в Коннахте; в том же регионе, на западе острова, состоялась и решающая битва между обоими воинствами. (Стоит отметить , что если артефакты Мананнана достались ему как наследие фоморских родичей, то, передав некоторые из них данавам, он, по сути, совершил предательство). Мананнан держался особой позиции среди Туатха Де и позже. Хотя он и примкнул к данавам, но, после их поражения от гэлов не ушёл в сидхи, как большинство из них (включая его отца Лира), а остался на своём острове Фалг (Мэн). Можно сказать, что в нём сохранилось больше фоморского, чем у других данавов.
Через некоторое время после победы данавов над фоморам, в Ирландию прибыли с северо-запада Пиреней новые переселенцы - милезийцы, они же гэлы. (По мнению средневековых историков, все ранние поселенцы прибывали в Ирландию через Испанию). Между ними и Туатха Де также произошла битва. На этот раз данавы были побеждены.
До решающей битвы милезийцы согласились на просьбу трёх королев из Туатха Де - Эриу, Банбы и Фодлы - назвать, в случае своей победы, остров в их честь. Эриу - источником названия Эйре; Банба и Фодла до сих пор иногда используются как поэтические названия Ирландии.
Гэлы научились от данавов многим умениям и ремеслами, в том числе выращивать зерновые культуры и разводить скот. А гэльские кузнецы, занимаясь ковкой орудий или мечей, ещё долгое время "призывали" помочь им Гоибниу, кузнеца Туатха Де.
Сказания гэлов повествуют, что почти все Туатха Де Дананн вскоре после своего поражения ушли в Иной мир, порталы в который находились в древних курганах. Их стали называть сидхами или народом холмов (Aes Sidhe).




Иной мир описывался как параллельный нашему, существующий рядом с ним, но невидимо для обычных людей. Мананнан и его вассалы, всегда державшиеся несколько особняком от остальных данавов, остались на острове Мэн, хотя и тоже ушли, как и остальные сидхи, в параллельный мир.
Возможно, одним из фактором поражения данавов стало истощение их артефактов и, как следствие, слабость их самих. Во всяком случае, в сказаниях гэлов сидхи часто описывались как уступающие по физической силе обычным воинам или нуждающиеся в их помощи, чтобы одолеть своих врагов (что нанятые ими богатыри, без особого труда, и делали).
Существование сидхов в Ином мире описывалось как радостное, блаженное, счастливое, но скорее призрачное и иллюзорное, нежели реальное. Не исключено, что такое "тонкое" состояние их также было обусловлено истощением их артефактов.
Поначалу сидхи, согласно сказаниям, сохраняли способность довольно легко переходить в наш мир и обратно; взаимодействовать с обычными людьми, в том числе вступать в браки с ними, брать их в свой Иной мир. Впрочем, время там шло иначе, гораздо медленнее, так что вернуться назад такие путешественники практически не могли, точнее, они сразу превращались в дряхлых стариков. Потом способность сидхов переходить в наш мир и обратно сохранилась только на период ночи Самхайна. Впрочем, некоторые предполагают, что со временем идеи, передаваемые созданным в древности эгрегором, развернутся в технологии, позволяющие созданиям Иного мира обретать реальное существование, или возвращаться в наш мир. Во многих сказаниях поздние потомки сидхов представлялись уже весьма отличными от прежних Туатха Де Дананн - это были феи, эльфы, гномы, пикси, брауни, лепреконы и тому подобные существа. Видимо, это означало, что по представлениям сказителей сидхи со временем вырождались или переходили в другие формы существования.
Предисловие к сборнику "Кельтские лененды"


художественная литература, загадки истории

Previous post
Up