Социальные системы меняются с течением времени: либо постепенно модифицируются, либо становятся нежизнеспособными, "истлевают" и разрушаются в короткие сроки.
Советский Союз рухнул менее чем через сорок лет после ухода из жизни Сталина. Этому в немалой степени способствовали фатальные изъяны сталинского социально-политического проекта:
● Прежде всего, неустранимые дефекты были присущи теории, на которой основывалась экономика и идеология сталинского СССР - марксизму-ленинизму, который, при всех прагматических изменениях и теоретических поправках, внесённых в него Сталиным, не изменил в своих ключевых положениях характера материалистического и редукционистского лжеучения. (Частые обращения Сталина к марксизму, его высказывания типа "все мы ученики великого Ленина" были не идеологическим камуфляжем, как иногда ошибочно утверждают, а подлинными убеждениями; см. напр. работу Сталина "Экономические проблемы социализма" (1952 г.), в которой он положения политэкономии постоянно согласовывал с "учением Маркса и Энгельса". Учитывая высокий интеллект и большой жизненный опыт Сталина, это можно считать парадоксом, объяснимым, видимо, негативным воздействием на него с-д среды, в которую он попал в молодости. "Худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15 : 33)).
● Далее, если высокие административно-производственные должности - министров, директоров предприятий, руководителей КБ и т.д. - в сталинское время путём жесткого целевого отбора заняли лица, успешно решавшие поставленные перед ними экономические и технические задачи, то в высшем партийном органе (Политбюро), определявшем направление развития страны, к началу 1950-х гг. обосновалась кучка мимикрирующих беспринципных политиканов, клявшихся в своей верности "великому Сталину", "делу построения коммунизма" и пр., но способных лишь к интригам и мимикрирующей демагогии.
● Ряд кадровых назначений Сталина, решая определённые конъюнктурные задачи, вошёл в противоречие с объявленными им же принципиальными программами. Так, утверждение С. Вавилова в 1945 г. президентом Академии наук вызвало положительный отклик у зарубежных учёных, занимавшихся атомным шпионажем для СССР, но подорвало сталинский же курс на поддержку патриотического движения и борьбу с космополитизмом. Аналогичным образом, щедрые награды Сталина И. Эренбургу, А. Толстому стимулировали их и других писателей в выполнении пропагандистско-идеологических заказов, но подрывали доверие народа к сталинской политике, которую лицемерно-фальшивые и художественно ничтожные опусы этих конъюнктурщиков только компрометировали.
● Сталин пользовался услугами представителей организованных преступных группировок, сильно недооценивая их опасность. Между тем, в царской России наём полицией агентов вроде Азефа -
"преступный тип, которого специальная польза, подобно цианистому калию, граничит со смертельной опасностью" (М.О. Меньшиков)
- привёл к самым печальным последствиям для государства.
● От народа были, в целом, скрыты размеры послереволюционного террора и подрывной деятельности осуждённых во второй половине 1930-х гг. троцкистов. Это не только фальсифицировало историю, но и впоследствии дало их сообщникам повод требовать реабилитации "необоснованно репрессированных кристально честных ленинцев".
● Сталинское правительство не предприняло достаточных усилий для справедливого награждения за общественные заслуги. Например, когда после окончания Великой Отечественной войны "герои Ташкентского фронта" с присущей им наглостью стали оттеснять ветеранов от получения квартир, должностей, образования, этим притязаниям не было дано надлежащего отпора. Так, на физ-факе МГУ лишь частные усилия его декана А.А. Соколова и группы профессоров позволили организовать для фронтовиков подготовительные курсы.
● "Ленинградское дело" устранило из окружения Сталина значительное число талантливых политических руководителей, а также ослабило его позиции в Политбюро, убрав противовес группировке Берии- Маленкова- Хрущёва.
● Репрессии против Русской православной церкви, проводившиеся во время правления Сталина (во второй половине 1930-х гг. и после 1947 г.), нанесли большой ущерб его политике.
● Наконец, в СССР не были в достаточной степени подавлены организованные преступные группировки, хотя Сталин и предпринимал меры для борьбы с ними. Однако, как оказалось, ОПГ слишком глубоко внедрились в политические и общественные структуры государства, что было видно, например, из быстроты и всеохватности подрывных мероприятий, инициированных почти сразу же после ухода Сталина из жизни.
Этот комплекс объективных и субъективных недостатков сталинского режима ускорил деградацию СССР, завершившуюся в 1991 году разрушением страны.