Киноклуб - фильм "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977)

Nov 15, 2014 19:09



Сюжет
Летом в усадьбе генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой собираются гости: доктор Трилецкий, господин Петрин (кредитор хозяйки), Порфирий Семёнович Глагольев (обожатель Анны Петровны), соседи Платоновы - Михаил Васильевич с женой Сашенькой, еще один сосед-кредитор Павел Петрович Щербук с дочерьми и племянником Петечкой. Пасынок Войницевой Серж представляет гостям свою жену Софью, в которой Михаил Васильевич Платонов узнает свою прежнюю любовь.
Общество развлекается, играют в фанты... Только Платонов регулярно пытается завести разговор о ничтожности каждого конкретного человеческого существования.
Вечером во время фейерверка происходит объяснение Михаила Васильевича с Софьей. В результате Софья готова бросить своего мужа и начать с Михаилом Васильевичем «чистую новую жизнь». Но Михаил Васильевич оказывается не готов к такому повороту. Запутавшись в своих чувствах, он бросается с невысокого обрыва в реку, но воды в реке по колено. Жена со слезами на глазах говорит Платонову, что любит его.
В финале все персонажи бредут по лугу в просторных белых одеяниях и встречают рассвет.
Общество развлекается, играют в фанты... Только Платонов регулярно пытается завести разговор о ничтожности каждого конкретного человеческого существования.
Вечером во время фейерверка происходит объяснение Михаила Васильевича с Софьей. В результате Софья готова бросить своего мужа и начать с Михаилом Васильевичем «чистую новую жизнь». Но Михаил Васильевич оказывается не готов к такому повороту. Запутавшись в своих чувствах, он бросается с невысокого обрыва в реку, но воды в реке по колено. Жена со слезами на глазах говорит Платонову, что любит его.
В финале все персонажи бредут по лугу в просторных белых одеяниях и встречают рассвет.

***

В фильме показана дворянство царской россии на примере его "среднего слоя", людей небогатых, учителя, врачи и просто безработные нахлебники. Показательна фраза Платонова "Мы 6 месяцев зимы не видели паркета, высоких потолков, да и людей тоже". Таким образом в самом начале фильма режиссёр (Михалков) дает понять то как относится "элита" царской России к обычным людям.
Высказывание унылого ослика от "элиты" Сергея Павловича - "Господи, как я счастлив, Вольтер, ты и маман, больше мне ничего в жизни не нужно". Данный персонаж будучи обычных простодушным, инфантильным и не злым человеком показывает всю ущербность и отдаленность тогдашней элиты от народа. Далее идет Павел Петрович Щербук (Олег Табаков) со своими рассуждениями про "кухаркиных детей". Герасим Кузьмич Петрин, богач оплачивающий весь банкет, будучи человеком несомненно талантливым, сумевшим пробиться на верх сам, также полностью равнодушен к судьбе низших классов. Николай Иванович (врач, герой Михалкова) плевал на свои прямые обязанности лечить людей.

Мальчик Петечка вырвавшись из общества взрослых, лохматит голову и убегает. Петечка чувствует искусственность в общении и манерах людей и ему хочется "вырваться на свободу". Во второй части фильма Платонов резко переживает определенный экзистенциальный кризис (кризис среднего возраста ?), понимая всю бессмысленность образа жизни высшего общества. Про бессмысленность существования аристократии говорит и богач Петрин - "Ведь вы же только умеете поучать как жить, как веровать, как управлять народом. Вы живёте за счёт "чумазых", но сами-то вы разве живёте, сами-то веруете ? Нет ! Дело нужно уметь делать, дело. А что ты делаешь (обращаясь к Щербуку) ? Моралом кричишь. Ты брат никому не нужен, а я, чумазый, всё могу."
После таких фраз Платонов и врач Трилецкий начинают говорить "без политеса". 10 минут назад все были "в шоколаде", а тут начался откровенный разговор на проблемные темы. Служение народу в виде учителей и врачей очень тяготит аристократов, для них это сущий ад, и в этом проявляется вся сущность предреволюционной "элиты".

В конце главный герой Платонов находит утешение в любви и семье, но не смотря на такой хеппи-энд после фильма остается приятное чувство того на сколько правильно сделали люди в 1917 году сметя эту "элиту".

Сашенька Платонова:
- Мишенька, мы увидим жизнь новую, светлую, чистую, новых прекрасных людей, которые поймут нас и простят, только надо любить.

В итоге, люди их не поняли и не простили ..., а всё потому что никакой любви к народу у них не было.

элита, экзистенциализм, Михалков

Previous post Next post
Up