постинг о религиях , если кто-то чувствительно реагирует на критику или сомнения - просьба не читать .
В последнее время у меня снова появился интерес к православной литературе
Раньше я довольно много читал , задавал кучу вопросов священникам и т.п.
Но тогда мой подход был 100% со стороны православных позиций . Т.е. во всем искал подтверждение уже известных догм, их объяснение и т.д.
Сейчас же подход другой - интересно понять , какая часть знаний и истины о законах нашего мира, отношений с Богом , т.е. знаний раскиданных по разным религиям и культам и нигде не имеющихся в чистом виде (имхо) - имеется в православии
имхо , способы оценить, проверить интересность или достоверность тех или иных идей, воззрений , это -
1) посмотреть на практикующих и на их достижения
2) понять, к чему приходят люди разных религий и есть ли у них что-то общее - это общее часто и бывает той самой здравой мыслью и частичкой знаний (а не очередной догмой)
3) увидеть , где начинают влиять догма, обряд, культурное наследие, менталитет - а где чистая идея (пусть и только на ощущениях и интуиции основанная )
так вот мне вспомнилось, что кое-что из давным давно прочитанного в некоторых православных книгах, перекликается у меня с новой информацией о медитациях на востоке .
Стал искать , где же я мог читать что-то на эту тему и нашел нужную книгу
Оказывается в этой книге пара страниц была посвящена описанию различий между молитвой -медитацией в православии, и медитацией восточных техник и различию достигаемых целей (конечно восточный взгляд был урезан и упрощен, но все же ).
Видимо раньше меня восток не очень интересовал и будучи сосредоточенным только на православии, я этот момент как-то проигнорировал.
Книга эта
http://www.sunhome.ru/books/b.odna_noch_v_pustyne_svyatoy_goryОдна ночь в пустыне святой горы
О беседе с афонским старцем об Иисусовой молитве . Её влиянию на человека, подход к ней, проблемы и препятствия
Очень интересная книга, особенно сейчас для меня, так как уже есть возможность находить какие-то параллели с другими религиями - вообщем взгляд немного другой стал.
Книгу еще не дочитал, но уже много почерпнул.
в том , что часть отшельников, монахов и иногда священнослужителей приближались к святости и они явно продвигались в деле самоочищения и самосовершенствования весьма далеко - у меня нет сомнений.
Мой скептицизм насчет религий сосредоточившихся на обрядах, "священных книгах", иерархах, горе - распределителях "этот в ад, этот в рай" , и на прочей мишуре и человеческой фантазии - не относится к тем, настоящим подвижникам (как их зовут в православии) , которые посвящали больше времени себе и своей душе, а не спорам о догматах веры . (это касается любой религии )
была такая вот то ли притча, то ли просто случай -
---- на одном острове жили два отшельника , весьма благочестивые. Как-то раз к их острову пристал корабль, на котором были богословы, иерархи - вообщем знающая публика из мира (цивилизации) .
Они беседовали с отшельниками, объясняли им как надо проводить обряды, какие догматы веры необходимо знать, как правильно молиться и т.д.
И вот религиозные деятели и их корабль уже отправился в обратный путь , а отшельники поняли, что забыли что-то важное о догмах и обрядах из того, что им недавно рассказали .
Они бросились догонять корабль
Иерархи и священнослужители на корабле были в шоке - за ними по воде бежали два отшельника, а добежав - стали умолять объяснить еще раз, какими словами надо молиться, и напомнить им как проводить нужные обряды!
Опомнившись, один из священнослужителей сказал - " это не важно, молитесь как молились до нас. "
---
вообщем суть понятна я думаю :)
Уверен, что суть религий, культов, верований - не их обрядовая сторона, не поклонение конкретным книгам, святым местам и т.д.
Это все наносное - иногда помогает , иногда мешает. Иногда помогает поддерживать какие-то отношения между людьми, иногда раскалывает их и превращает во врагов . Временами это может помочь в деле совершенствования, временами наоборот - отбросит человека очень далеко, и он посвятит всю жизнь войне за строчки, человеческие трактовки и т.д.
Многие люди ведут себя так, как будто каждый день консультируются с Богом - знают, кто спасется, кто нет, знают что хочет Бог, а что не хочет. Многие откровенно манипулируют посмертной жизнью - прям чистый метод кнута и пряника . Кто-то решает, дать рай или ад .
мир слишком необъятен для таких узких подходов (зачастую вообще открыто враждебных человеку ) .
При этом в мире есть свои действующие законы, которые существуют просто по факту, и религии способны дать лишь трактовку и что-то посоветовать (с разной степенью успеха) - но законы эти с религиями не связаны .
Есть такой момент
Люди пытающиеся контачить с духами, выходить из тела, выходить в астрал, частенько сходят с ума. (не в том смысле, что их затеи безумны, а в том смысле , что не могут избавиться от этих духов, их голосов, ощущения присутствия - и это доводит их края)
Это не религиозный догмат (хотя во многих религиях это категорически осуждается) - это просто данность
Можно поинтересоваться историями людей занимавшихся ритуальной магией, обращениями к разным "астральным учителям" - число сошедших с ума не мало, это подтверждается из совершенно не религиозных источников .
Религии трактуют это по своему, но факт остается фактом
Та же йога не так безопасна как это представляется многими (впрочем попсовые фитнес варианты не в счет) - йоги тоже попадают в психушки, особенно те, которые занимаются самодеятельностью ...
- цигун цигуну также рознь - есть комплексы , которые самостоятельно никому не рекомендуется исполнять .
Та же Иисусова молитва старцами прописывается не всем, и переходить с уровня на уровень надо под наблюдением духовника, иначе последствия могут быть печал.ьными
т.е. в нашем мире есть конкретные правила, которые зачастую можно проверить действуя в совершенно разных координатных системах - в православии, в магии, в цигуне, в шаманизме и т.д.
А есть та сфера, которая требует веры в догматы, веры в чью-то непогрешимость и т.д . Т.е. сфера конкретных религий.
Но, как я заметил (хотя над этим еще надо поработать и поизучать) - все те вещи, которые как будто служат показателем хорошей веры и святости - как правило все таки относятся к сфере законов. А законы общие для всех и никем не приватизированы.
Польза от медитации несомненна , есть и свои риски (заставь дурака молиться... )
Буддистский монах и монах христианский хоть и сильно отличаются, но действуют в пределах тех же законов.
К религии эти законы привязываются несколько искусственно . имхо .
я не говорю о случаях откровенного божественного вмешательства или откровенного же перехода в стан зла .
Это уже другая сфера немного
я в данном случае говорю лишь о том (это не открытие америки конечно же), что пути к святости, совершенству, просветлению - очень похожи, несмотря на то, что многие религии утверждают обратное . что мол у нас путь особенный, а других то ли жалкая пародия, то ли вообще путь в ад.
И проблемы на этих путях очень и очень похожи, и объединяет их то, что это всё законы нашего мира и правила соприкосновения с другими мирами.
Конечно то, как они описываются немного сбивают с толку, и выглядит порой, что это из разной оперы, но если копнуть глубже, то "прелесть" в православии (та её часть, что вызывается наваждениями), или одержимость, или медиум сошедший с ума, или йог в психушке - это результаты незнания одних и тех же законов.
Проблема в том, что вместо изучения законов, люди занимаются сочинением своих систем, под которые эти законы пытаются подогнать .
пытаются изобразить все так, как будто люди не принадлежащие к их культу - идут именно по темным тропинкам .
Т.е. не просто по тем же тропинкам, но с другим антуражем - а именно по другим. чуть ли ни по бесовским
Это я слышал и о цигуне к примеру. Дескать нечисть им там помогает - надо помолиться, и тогда любой мастер цигуна будет испепелен или лишиться сил (утрирую немного, но часто говорят очень похожие вещи)
Так вот нечисть нечистью - но законы надо изучать .
Везде есть нормальные, безопасные дороги, и есть те, которые граничат с помешательством, с нечистью и прочим .
религиям пора бы перестать приватизировать эти безопасные дороги, и посвятить силы, уходящие сейчас в обличение цигуна, йоги и т.п. - изучению законов мира в целом.
имхо