Письмо моему московскому другу, почему я в этом году не пойду на пасхальную службу.

Apr 30, 2013 20:19

интересный очерк- письмо

только пара моментов
-про  "подавляющее большинство священников" (участвовавших в грязной политике)  - я вот  не очень понимаю, откуда берется такая статистика. То ли люди физически не могут найти (ищут ли?) церковь с адекватным священником и нормальными проповедями, то ли это эффект от того, что всех Ненормальных вытаскивают на свет божий , и обсуждают , и кажется что их 99% .

Если есть даже митрополиты, которые ненавистны мечтунской шелупони и пятой колоне, то уверен, что при желании, можно найти адекватных людей и среди рядовых священников. Ведь искать надо именно того, кто занимается своим делом, и не кричит о "кровавом анти-грузинском режиме Саакашвили" . Я не думаю, что кто-то хочет там услышать яркие про-саакашвилевские речи . Надо просто найти место, где духовную составляющую  не отравляет заряд политической  ненависти .

Возвращаясь к церков. иерархам  -так вот,   я  не раз слышал о митрополите Калистрате, мт.Григории (потийском) , владыке Иосифе   -  в таком ключе, что вот они изверги эдакие, поддерживали Саакашвили. Может еще кого запамятовал.
Опять же, одиозные личности, чьей ненависти я доверяю, утверждали, что "в Синоде также есть люди, пусть и без шума, но поддерживающие прежнее правительство" .
Т.е. представлять ситуацию так, будто нормальных людей нет вовсе - тоже перебор .

На дарбази была высказана идея, что следует бойкотировать тех священнослужителей. которые несут ахинею и участвуют в очернении Саакашвили  -  в стиле "кровопийца и убийца"  .
Вот тут полностью согласен.
Следует давать наглядную оценку как вызывающим уважение священнослужителям, так и их противоположностям.

Хотя в остальном прекрасно понимаю общее настроение автора письма .

Originally posted by free_lady_cat at ПИСЬМО МОЕМУ МОСКОВСКОМУ ДРУГУ, ПОЧЕМУ Я В ЭТОМ ГОДУ НЕ ПОЙДУ НА ПАСХАЛЬНУЮ СЛУЖБУ

http://darbazi.info/index.php?option=com_content&view=article&id=5873:2013-04-29-22-31-51&catid=11:2008-12-31-12-38-58&Itemid=13

Мой дорогой друг!

Поздравляю тебя с нашим великим праздником Вербного Воскресения, точнее говоря - с днем Входа Господня Нашего в Иерусалим. Празднуется этот день в Грузии точно так же, как в Российской Церкви, но с той разницей, что вместо веточек вербы все несут из Храма освященные небольшие пучки растения, которое на грузинском языке называется BZA, а по-научному «самшит дикорастущий». Надо с сожалением отметить, что это довольно редкий и медленно растущий кустарник с маленькими красивыми вечнозелеными листками попал в трудную ситуацию - после того, как стало модно ходить в Церковь и исполнять христианские обряды, он оказался на грани уничтожения; к счастью, наш мудрый Патриарх смог организовать питомники для выращивания этого нежного растения и разрешил продавать его только при церковных дворах.

С нелегким чувством встречаю я этот день, который после моего сближения с христианством стал для меня очень дорог. Дело в том, что в моих отношениях с нашей Церковью, а если сказать точнее - с ее служителями возник глубокий конфликт, внешне никак не проявляющийся, но в душе моей воздвигнувший стену между мной и ими настолько, что в последнее время не чувствую в себе сил переступить порог Храма, что раньше я всегда делал с замиранием сердца и невольным ожиданием светлого праздника.

Что же случилось такое, что так сказалось на мне и вызвало у меня настолько тяжелые переживания, что я еле смог заставить себя написать тебе о них? Причина для тебя может показаться неожиданной - наша Церковь вдруг решила знаться политикой, причем самой что ни есть грязной.

Как ты знаешь, на выборах 1-го октября прошедшего года Саакашвили потерпел поражение и уступил место Первого лица нашего злосчастного государству русскому миллиардеру-олигарху, по происхождению грузину Иванишвили.

Не буду сейчас детально излагать оценки того, какими достоинствами и недостатками обладали эти кандидаты. Скажу только, что Миша Саакашвили очень много сделал для создания нашей государственности, хотя сравнить масштабы его деятельности с теми руководителями России, которые остались в истории как реформаторы (Петр Первый, Александр Второй . . .) очень трудно по элементарной причине несопоставимости масштабов Грузии и России. Не далее, как вчера один из ведущих американских политиков назвал его «Джорджем Вашингтоном новой Грузии». Поверь, что в этих словах был далеко не только заздравный комплимент!

К великому сожалению, вынужден добавить к этим напыщенным словам, что при всех своих достоинствах Миша в последнее время стал постепенно надоедать постоянным политиканством и нескончаемыми речами, тогда как непростое экономическое положение населения никак не улучшалось. Могу провести здесь параллели между ним и небезызвестным Александром Федоровичем Керенским, про которого британский посол в Петербурге как-то писал незадолго до Октябрьского переворота (который с легкой руки Суслова позже стал именоваться «Великой Октябрьской Социалистической Революцией»):

«Положение России ухудшалось с каждым днём, ...а он убирал всех министров, чуть только замечал в них способности, грозящие подорвать его собственный престиж. Он произносил речи. Он произносил нескончаемые речи. Возникла угроза немецкого нападения на Петроград. Керенский произносил речи. Нехватка продовольствия становилась всё серьёзнее, приближалась зима, топлива не было. Керенский произносил речи. За кулисами активно действовали большевики, Ленин скрывался в Петрограде... Он произносил речи. . .»

Здесь надо отметить, что основной опорой Миши был Запад, в первую очередь - США, для которых Грузия играет важнейшую геополитическую роль, несравнимую с нашим более чем скромным экономическим и военным потенциалом, поскольку Грузия является плацдармом для нефте- и газопроводов, ведущих из Кавказа и Средней Азии в Европу и в случае, если над ними будет установлен контроль России, у Западной Европы (и не только) возникнут серьезные проблемы, о которых сейчас вслух говорить не принято на фоне непрекращающейся драчки с Украиной.

Тем временем в Америке пришли к власти некоторые новые силы, которые по своим политическим концепциям разительно отличались от традиционного республиканского подхода. На память приходит руководитель Англии во второй половине 30-ых годов сэр Невилл Чемберлен с его политикой «умиротворения», ради которой он в 1938 году сдал Гитлеру Чехословакию со словами «ни один британский солдат не станет умирать за каких-то там чехов и словаков». Тогда Черчилль сказал про него: «между бесчестием и войной он выбрал бесчестие и получил войну», назвав его также «зайцем со сердцем зайца».

Обама (точнее, стоящий за ним и дергающий за ниточки некий темный чикагский банкир Аксельрод) выбрали политику «перезагрузки» и получили на свою (пардон!) жопу неразрешимую проблему ядерного Ирана. В частности, они решили избавиться от надоедливого и чрезмерно эмоционального Саакашвили и сдали его человеку, который был прислан из Москвы.

Кто такой Иванишвили? Типичный русский олигарх, фантастически разбогатевший в эпоху тотального воровства 90-ых годов (его капитал, по различным оценкам, от 5 до 7 миллиардов долларов). Для Путина он был привлекателен тем, что он был сравнительно слабо связан с ненавистной командой Березовского, при этом все его капиталы находились (и находятся сейчас) в руках Газпрома. Он был идеальным кандидатом для роли проводника русской политики в Грузии, который полностью бы лег под Путина!

Пропаганда Иванишвили опиралась на недовольство широких масс никак не улучшающимся экономическим положением в Грузии, в частности, очень большой безработицей. Нашел он себе сторонников и среди весьма многочисленного у нас криминального и полукриминального элемента, которым Миша наступил на хвост - и это правда, о чем пишут сейчас во всем мире об успешной борьбе Саакашвили со взяточничеством. Очень помогла Иванишвили и новоявленная Вандея - старые Шеварднадзевские кадры, мечтавшие восстановить свои безграничные номенклатурных привилегии (как сказали о Бурбонах в 1830-ых годах: «они ничего не забыли и ничему не научились»).

Однако самое неожиданное - его поддержала наша Церковь, казалось бы, очень обласканная Мишей, которая должна была быть, по определению, вне политики. Очень постаревший Патриарх, несмотря на все его призывы, уже не управлял ситуацией.

Наиболее действенной оказалась, конечно, т.н. «серая» (в терминологии Геббельса) пропаганда Иванишвили, которая не в открытой форме, но постоянными намеками и нашептываниями внедряла в сознание масс, что Иванишвили вложит все свои капиталы (значительно превышающие годовой бюджет Грузии) в ее экономический расцвет, а говоря по-простому - просто раздаст их «на халяву», что к величайшему сожалению, оказалось неотразимой приманкой для наших «гордых» грузин, слишком большая часть которых органически мечтает шикарно жить, не трудясь самому (ты сам увидел это во всей твоей красе на примере кое-каких твоих тбилисских знакомых и его криминальных дружков, уютно устроившихся в Москве). Забегая вперед, констатируем факт - ни одного цента Иванишвили не отдал никому и ничему!

Ну а что же Миша? Он, как Керенский, выступал и выступал, красуясь на встречах с международными лидерами, блистая при этом своими незаурядными талантами полиглота. Но это мало что значила для тех, кто ради выживания посылал наиболее работоспособных членов своей семьи в Турцию или в Грецию на самую черную работу - зачем далеко ходить, если бы не материальная помощь моих московских друзей, неизвестно, как чувствовала бы себя в то время моя семья!Всем стало ясно, что Мишу необходимо заменить. И тут наш народ пошел за безответственными обещаниями Иванишвили - уж слишком они выглядели привлекательно для не самых умных и дальновидных людей. К тому же Миша явно потерял свою былую форму - недаром про него ходил анекдот, что у него два правительства - одно дневное, которое принимает продуманные и полезные решения, а другое - ночное, которое может запросто похерить любую прекраснейшую инициативу ради каких-то «ночных» интересов.

Очень большую роль здесь сыграла пропаганда Иванишвили, которая была построена на очень агрессивных и оскорбительных для Миши сюжетах и лозунгах, для чего были привлечены (и надо сказать, очень удачно) все те, кто был обижен Мишей - а таких набралось очень и очень много, причем весьма громогласных и ядовитых! Скажем прямо - в анти-Мишину команду мог вступить каждый, кто без зазрения совести мог любым образом оболгать Мишу.

Все это - политика, скажешь ты, причем же тут наша Православная Церковь, героически деятели которой вошли в историю, в особенности в ужасную эпоху коммунистических нападок на религию. Кстати, о них я сам подробно узнал только в последнее время, тем более вряд ли знаешь это ты. Молва приписывает тогдашнему Патриарху Грузии Амбросию Хелая такие великие слова:

«душа моя принадлежит Богу, сердце мое принадлежит моему народу, ну а мое тело я бросаю на растерзание моим палачам!»

Кстати, большинство из этих палачей (как и те, кто по заказу из Москвы стирал с земли память о нашем величайшем поэте Важа-Пшавела) благополучно закончили свои дни в ранге Академиков АН Грузии, профессоров и заведующих кафедрами и похоронены с великими почестями на самых престижных кладбищах!

События у нас развивались так, что практически со всех амвонов понеслась такая грубая и вульгарная пропаганда, такой поток бранных слов против Миши, что и на самом деле можно было только, как говорилось когда-то, выносить образа. По чей-то волшебной палочке подавляющее большинство батюшек стало в каждой проповеди с пеной у рта изображать Мишу как лжеца, вора, чревоугодника, распутника, убийцу и вообще антихриста, а один из наших епископов договорился до того, что Миша заслуживает только еды, которой кормят свиней (он цитировал неизвестное мне место из Евангелий).

Почему это происходило и какая невидимая рука дирижировала эти потоком? Единственное разумное объяснение в том, что наш священствующий корпус, в особенности его старшее поколение, которые сейчас фактически являются князями нашей Церкви, выдвинулось в благословенные коммунистические времена, когда ни одно продвижение в церковной иерархии не было возможным без согласования с партийным аппаратом и КГБ. Классическим примером является некто Кератишвили, который каким-то образом вошел в доверие к тогдашнему Секретарю нашего ЦК по вопросам идеологии, женщине вполне неглупой и даже привлекательной, и она протолкнула его на «вакансию» нашего Патриарха, захватив которую, он стал продавать налево и направо наши церковные ценности. Эта личность попала даже в известный роман Нодара Думбадзе «Белые флаги» (в качестве эпизода о продаже за рубеж золотого крестика царицы Тамары) и вызвала невероятный протест в нашем обществе. Добавлю, что именно здесь вошла политическая звезда Звиада Гамсахурдия, который одним из первых и в очень резкой форме потребовал предания этого негодяя суду - и добился своего, правда, при негласной поддержке Шеварднадзе, которому на его пути к власти было очень выгодно изобразить тогдашнюю нашу политическую элиту законченными негодяями и ворами (что было очень недалеко от истины!).

Скандал кончился тем, что Кератишвили влепили 15 лет (мы все тогда запоем читали ходивший по рукам протокол суда над ним), Шеварднадзе разогнал своих конкурентов полученным компроматом, а в качестве Предстоятеля нашей Церкви он притащил срочно привезенного из Московской духовной академии кандидата богословских наук Илью (в миру Ираклия Шиолашвили), человека безусловно честнейшего, но при этом сам Звиад оказался в положении офсайта - он уже стал не нужным подлинным дирижерам борьбы за чистоту нашей Церкви, в результате чего он затаил в себе глубочайшую обиду, которую выместил многими годами позже. Впрочем, это уже слишком отходит от темы моего письма.

Итак, зная тот контекст, в котором появился в Грузии Иванишвили как политическая фигура, я был просто потрясен той позицией, которую заняли наши церковники, а сам Илья демонстративно отошел от всех дискуссий на политические темы, невразумительно бормоча какие-то общие места о христианской любви. Я не нахожу никакого другого объяснения всему происходившему у нас, кроме как в лучшем случае служение Маммоне, а в худшем и наиболее вероятном - добросовестному выполнению приказа того самого ведомства, которое уже дано взяло под контроль все происходящее в Русской православной церкви (не имею морального права высказываться о нынешнем Предстоятеле РПЦ, но упорно ходящие о нем слухи по меньшей мере удручают).

Могу ли я после всех этих фактов, никак не имеющих объяснения в виде случайного совпадения обстоятельств, идти в наш Храм Божий за приобщением к Свету Высокой Истины? Вспоминаю свои юношеские годы, когда мы, еще не разобравшись в истинной ценности литературных памятников, зачитывались романом Этель Вивиан Войнич о пламенном революционере, порвавшем с религией и с собственным отцом из-за того, что он столкнулся с предательством тайны исповеди. Это уже гораздо позже мы стали знакомиться с настоящей русской изящной словесностью, постепенно (после Хемингуэя и Берта Брехта!) заново «открыли» для себя подлинного Толстого и Достоевского, а ведь до этого нам вбивали в головы Шолохова и Фаддеева, не говоря уже, простите за выражение, о Демьяне Бедном! Узнал я тогда и подлинного Маяковского, не укладывавшегося в «Стихи о советском паспорте». Наконец, мое русскоязычное литературное образование приняло завершенную форму после Окуджава и Высоцкого.

Однако до тех пор, пока я разобрался, что к чему, довольно немудреный «Овод» Войнич, совершенно забытый на Западе, казался мне и всему моему поколению романтической вершиной честности и героизма, завершившейся самопожертвованием и самого героя, и его отца (не помню уже вех деталей, стершихся за 60 лет). И вот, столько лет спустя, я обнаружил в себе в чем-то аналогичные чувства и мысли!

Конечно, что, что мы слышали в это время от купленного Иванишвили телевидения, было намного хуже того, что говорилось в проповедях наших священников. Но ведь каково было сравнить то, о чем говорилось хамски-разухабистой болтовней купленных комментаторов (например, один их них, некто Рамишвили, с несмываемой каиновой печатью на ухмыляющейся роже, отсидел шесть лет за вульгарное вымогательство денег у бизнесменов), с тем, что я НАДЕЯЛСЯ услышать в Храме Божьем! Так чей же это был на самом деле храм? И как они могут мне внушить что-то новое после того, что я назубок выучил за все годы моего сидения у радиоприемников (начиная с 14 лет), но что совершенно неожиданно для меня услышал с амвонов в том же самом никак не забытом стиле?

А мне как не хотелось бы пропустить Блестящее Христово Воскресение, которое я уже почти 15 лет, после того, как принял Православное Крещение, не только не пропускал, но и высиживал столько, сколько позволял мне мое здоровье и получал всякий раз ни с чем не сравнимый заряд духовной энергии! Скажу только одно - многое в моих IT-проектах было найдено мною именно во время пасхальных служб, когда все верующие в едином порыве шли за невидимым Христом (вспомним тут финал гениального «Двенадцать» Александра Блока).

Итак, в этом году я впервые за все это время не иду на Пасхальное богослужение. Дай-то Бог, простит он меня, но никак не могу я поверить тем людям, которые будут произносить с амвона высокие слова. А кому мне верить в эту минуту, и не совершаю ли я сам при этом еще большего греха - нет у меня ответа . .

Разумеется, все эти мои мысли нуждаются в определенных комментариях. На практике Иванишвили оказался далеко не таким простачком, как это можно было предположить, исход из его биографии. В частности, руководство России явно ждало от него, что он немедленно откажется от планов вступления Грузии в евроатлантические организации и было безмерно удивлено, когда в этом вопросе он почти полностью принял позицию Саакашвили, хотя и пошел на уступки в ряде сравнительно второстепенных вопросов. Что это - какой-то хитрый отвлекающий маневр перед решительным сближением с Россией, которое, по словам всех лидеров, маячит в недалеком будущем (наиболее ясно высказался на это тему Лавров-Калантаров-Калантарян), и что подозрительно проявилось в срочном ремонте российского посольства? Или же стремление убедить население Грузии, что НАТО - несбыточная мечта, а само НАТО убедить в том, что Грузия есть гнездо терроризма, которое нельзя пускать никуда? Или это - тщательно продуманная за рубежом компания по постепенной зачистке Грузии от прозападных элементов с тем, что бы в решительный момент драпануть во Францию, преподнеся страну на блюдечке с голубой каемочкой какому-то присланному из Москвы генералу КГБ (фамилии уже называются)? Или это, напротив - тщательно замаскированное понимание того, что Россия ждет от него великого унижения, на что был способен только Серго Орджоникидзе и его команда, но его не простит собственный народ? А может быть, его самым вульгарным образом удалось перекупить?

Ответ может дать только биография Великого Моурави Георгия Саакадзе, как известно, закончившего свои дни на плахе турецкого палача.

tkveni batoni-levani
(c) Леван Чхаидзе // www.darbazi.info

религия, -georgia - sakartvelo-

Previous post Next post
Up