описание шаманской болезни (по ссылке можно посмотреть подробнее
"...В шаманизме самых разных народов мы встречаемся с уникальным явлением, получившим название "шаманская болезнь" и представляющим собой как бы свидетельства шаманского призвания будущего адепта.
.... Очень часто мы встречаемся с этим видом психофизической патологии в родах потомственных шаманов, даже если потомки шаманского рода полностью порывают с традицией....
....В чем заключается "шаманская болезнь"? Это целый комплекс патологических состояний, которые испытывают будущие шаманы в молодости (часто в пубертатный период) и являющиеся в глазах шаманов свидетельством избранности человека духами для шаманского служения. Очень часто человек пытается сопротивляться этим состояниям, не желая становиться шаманом, однако патологические симптомы нарастают, становясь мучительными и непереносимыми....
...И только обратившись за помощью к шаману и пройдя через шаманскую инициацию (посвящение), человек целиком и полностью избавляется от болезненных ощущений. "Шаманская болезнь" обычно проявляется в приступах сонливости, головной боли, ночных кошмарах, слуховых, зрительных галлюцинациях и иных формах патологических состояний. Больной начинает слышать голоса духов, зовущих его, видит странные и пугающие видения. После шаманской инициации и начала шаманской деятельности все эти симптомы навсегда проходят, что объясняется шаманистами как результат следования человека своему призванию и согласие с волей могущественных духов и предков-шаманов."
отсюда:
http://www.jnana.ru/science/torch13.html недавно я встречал похожую инфу в интервью одного журналиста изъездившего Бурятию и рассказывавшего о переплетении ламаизма, шаманизма и даже православия в этом регионе.
Шаманы лечатся у эмчи - лам (ламы -целители) , а буддисты ходят к шаманам и т.д. Вплоть до того, что местный правосл. священник стал известным шаманом , после того как провел какие-то ритуалы (может из исследовательского интереса ) и мол "духи его заметили" .
После того как заметили - он заболел шаманской болезнью .
В описании этой "болезни" есть много деталей знакомых по описаниям из жития святых.
Те же духи, те же мучения и боль .
Только в христианской традиции эти мучения называются нападениями бесов , нечисти.
А в шаманизме такой однозначно отрицательной трактовки нет - скорее наоборот. Это некий признак грядущего посвящения в шаманы и выхода на иной уровень .
В христианстве этими мучениями нечисть пытается человека напугать и заставить свернуть с избранного пути .
Если он не сворачивает - это признак крепкой веры или даже святости . А сами мучения допускаются по причине своего рода особенности этого человека - не в плане предначертанной избранности конечно, а в плане имеющейся силы и возможностей.
В шаманизме очень похожие симптомы лечатся посвящением в шаманы и признанием своей судьбы, так сказать . После которого, по идее, человек тоже становится особенным, говорят может лечить, вызывать дожди и т.д.
(в Бурятии ламы ходят к шаманам за теми ритуалами, что ассоциируются с природой - так как считают их более близкими к природным силам и более способными в этих областях)
в общем, довольно интересно . может конечно схожесть чисто внешняя , а на самом деле ничего общего, но ведь и тут и там по сути переходят черту , когда человек принадлежит лишь нашему миру ...
Конечно с точки зрения христ. религии тут все трактуется достаточно просто и однозначно.
С другой стороны, это все равно интересно , так как меня давно занимал вопрос, о том, какой отклик от потусторонних сил (и по каким законам) , получали люди до христианства .
Ведь как законы физики упорядочены достаточно четко (в рамках наших познаний), так и духовные законы видимо не отличаются хаотичностью или не предсказуемостью.
По крайней мере даже существующие аномалии можно представить системно , хоть и в рамках особых правил.