Aug 04, 2007 13:10
С обличением книжников в краткой форме Марк и Лука связан сохраненный только этими двумя евангелистами рассказ о лепте вдовицы (Мк. 12:41-44); (Лк. 21:1-4).
И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое (Мк. 12:41-44).
Господь обратил внимание учеников на жертвенность бедной вдовы, вложившей в храмовую сокровищницу две лепты, или, по замечанию Мк. 12:42, один кодрант, составлявший все, что она имела для своего пропитания. Если принять во внимание, что прожиточный минимум был равен в то время одному динарию, а кодрант, или в правильном латинском произношении, квадрант (quadrans), составлял 1/4 асса (или ассария), иначе говоря, 1/64 динария, то окажется, что женщина не имела для своего пропитания почти ничего, и это ничто, свою последнюю крупицу, она отдала на храм, принесла в жертву Богу. После того что Господь сказал о книжниках, ученики должны были оценить значение лепты вдовы. Не была ли она одною из тех вдов, которых обирали книжники, предававшиеся лицемерно долгой молитве?
С другой стороны, Господь, только что, в ответ на вопрос книжника, выразил существо закона в двоякой заповеди любви. Вопрошавший Его книжник с Ним согласился и в подтверждение согласия тоже процитировал закон. И, однако, любовь к Богу, от которой неотделима и любовь к ближнему, явил не книжник, а бедная вдова, явила в своем жертвенном подвиге. Книжники, поедая домы вдов, тем самым показывали, что не имели любви к ближнему.
Их лицемерно-долгая молитва покрывала и отсутствующую любовь к Богу. Указанием на лепту вдовицы Господь как бы подвел итог перед учениками Своим обличительным речам против иудейских вождей. Для учеников и было назначено эсхатологиеское учение, составляющее содержание последней большой речи Иисуса в Иерусалиме в преддверии Страстей.